Страховые компании региона обманывают клиентов, навязывая им дополнительные полисы

Более года нарастает ком противоречий между автомобилистами региона и автостраховщиками. Вместе с полисами ОСАГО коммерсанты настойчиво предлагают клиентам дополнительные услуги своих компаний. Первый же контакт корреспондентов "ВП" с недовольными автомобилистами доказал обоснованность претензий – страховщики действительно лютуют, причем обойти их многочисленные ловушки в Волгограде практически невозможно.

Одну жизнь страхуют четырежды

– Получить полис ОСАГО – целая проблема, причем во всех компаниях. Полис стоит около двух с половиной тысяч рублей, но страховые агенты в нагрузку предлагают еще застраховать жизнь или квартиру, и это тянет тысяч на шесть. Не нравится – иди в другую компанию, а в них – то же самое, – рассказал «ВП» таксист с многолетним стажем Александр. По его словам, юристы, к которым он и его коллеги обращались, советуют идти с исками в суд.

– Какой суд? – кипятится Александр. – За судебные издержки тоже плату требуют, а мне работать нужно, семью кормить! Может быть, и выиграю я через полгода, но что делать все это время – ставить машину в гараж?

Коллега Александра – Сергей работает на маршрутке. У него та же проблема – каждый год надо ехать к страховщикам и соглашаться с "предложением, от которого нельзя отказаться». То есть от "пакетного" страхования. По словам мужчины, его приятель владеет двумя машинами и двумя мотоциклами, и каждый раз вместе с ОСАГО его обязывают страховать жизнь. Одну жизнь – четыре раза! Неудивительно, что многие предпочитают выезжать в другие населенные пункты области, где оформление ОСАГО происходит без лишних трат.

Одной из причин, которой страховые агенты объясняют отказ оформлять полис, это нехватка бланков. Впрочем, как информирует Российский Союз автострахователей, никакого дефицита бумажных носителей ни в одном субъекте РФ нет. Но некоторые фирмы действительно могут испытывать недостаток в бланках: еще летом 2013 года все страховые компании были разделены на пять групп устойчивости. Полисы ОСАГО им выделяются по определенным квотам. Так, компании первой группы, признанные самыми надежными, получают бланки без ограничений. А для компаний с ненадежными рейтингами количество бланков ограничено. По сообщению Агентства страховых новостей, к ненадежным на начало 2014 года относились лишь шесть из 36 страховых компаний Волгограда. Так почему же на проблемы с бланками упрямо ссылаются десятки страховщиков?

Маразм крепчает

Напрашивается вывод, что потребитель имеет дело с банальным коммерческим сговором. Причем это сговор в масштабах всей страны, ведь нарекания автомобилистов на дополнительно навязываемые услуги имеются и в других регионах.

Как сообщила корреспонденту «ВП» старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ Мария Деревягина, в 2013 году в это ведомство поступило 23 обращения граждан о нарушениях их законных прав автостраховщиками, а в 2014 – уже 127 обращений (то есть в пять раз больше!). Причем многие из этих фактов подтверждены видеосъемками. Управление Федеральной антимонопольной службы по области в 2013 году получило 83 сигнала, а в 2014-м – 254.

Одной из фирм, которые получили от антимонопольщиков требование прекратить противоправные действия, было ООО «Росгосстрах». Аналогичное предписание было вынесено и в отношении ЗАО «Московская акционерная страховая компания». Тем не менее антимонопольщики по прежнему получают жалобы пачками.

Впрочем, не ко всем страховым компаниям возможно применить меры антимонопольного реагирования. По результатам исследования рынка услуг ОСАГО только группа «Росгосстрах» занимает на нем доминирующее положение. Следовательно, если вас "обидела" другая фирма, правильнее и эффективнее будет обратиться в суд.

Молоко в нагрузку к хлебу

После ряда прокурорских проверок и судебных процессов многие страховые компании все же признали свою неправоту. Правда, виноватыми оказались... рядовые сотрудники. По словам топ-менеджеров таких фирм, их работники сами придумали продавать клиентам лишние услуги – ведь каждый агент получает свой процент от сделки.

Впрочем у страховщиков есть и более серьезные аргументы, объясняющие их поведение, – с момента введения ОСАГО 11 лет назад, базовый тариф ни разу не пересматривался. За это время существенно обновился автопарк, выросла стоимость машин, соответственно – цены на ремонт и автозапчасти. Подорожали услуги СТО. Как следствие, по итогам 2013 года деятельность страховщиков признана убыточной в 23 регионах РФ. Рентабельность автострахования в первом полугодии 2014 года – самая низкая за последние 6 лет. В итоге многие иностранные компании просто свернули свою работу в России, понимая, что прибыль им здесь не светит.

С 1 октября 2014 года лимиты выплат по «железу» увеличились более чем в 2 раза – со 120 до 400 тысяч рублей. Размер базовой тарифной ставки по ОСАГО тоже вырос, с 11 октября он колеблется от 1980 до 2440–2574 рублей. Разница обусловлена введением «коридора», в пределах которого страховщики имеют право самостоятельно, в зависимости от категории транспортного средства, определять размер базового тарифа. Станут ли теперь коммерсанты относиться к своим клиентам уважительнее – этот вопрос остается открытым.

К слову, получить комментарий по этой теме непосредственно у специалистов местного подразделения "Росгосстраха" нам так и не удалось. Обзвон в течение двух дней десятков номеров городского и районных офисов компании ничего не дал – нас либо отсылали звонить по другим телефонам (которые не отвечали), либо предлагали обращаться в офис письменном виде. На одном из местных форумов волгоградец под ником Анджей Вайда охарактеризовал это явление так: "В Волгограде знакомая обратилась за страхованием на полгода. Они согласились, но лишь с условием, что она должна в обязательном порядке страховать свою жизнь (дополнительно платить за это). Позвонил на "горячую линию" "Росгосстраха". Три раза озвучил вопрос, вправе ли так навязать услуги клиентам в вашей компании, женщина с каменным голосом три раза ответила, что за разъяснениями мне нужно обратиться в местный офис. Это все равно, что я хочу купить хлеб, а мне говорят, хлеб продаем только вместе с молоком и никак иначе. Если обратишься на "горячую линию" сети универмага, они ответят "на месте решайте". А на месте говорят – "только с молоком". Если так отвечает "горячая линия", то для чего она?"

Врезы

Справка "ВП"

ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности. Покупая страховку этого типа, гражданин защищает себя от больших проблем в случае, если в произошедшем ДТП виноват именно он. За нанесенный им ущерб расплатится страховая компания, у которой оформлен полис. В случае прямо противоположной ситуации ремонт оплатит страховая компания того человека, кто нанес ущерб. Цена полиса имеет градацию, зависящую от типа транспортного средства, территориальной привязки, и от того физическое или юридическое лицо является собственником машины. В каждом регионе страны существует свой тариф, также установленный законом об ОСАГО.

Что советуют специалисты?

Адвокат Шамиль Глоов пишет на одном из форумов: «СК, которая навязывает вам страхование жизни вместе с ОСАГО, нарушает целый ряд законодательных актов. Так, например согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств": "Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с настоящими Правилами". Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ РФ "О защите прав потребителя": "Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме". Согласно ч. 2 ст. 935 ГК РФ Обязательное страхование: "Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону". Согласно ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ: "Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей".
Мнений относительного того, как поступить в подобном случае, много. В региональном министерстве промышленности и торговли рекомендуют обращаться к страховщикам с письменными обращениями и регистрировать их либо в канцеляриях, либо в почтовых отделениях, отправляя заказные письма с описью имущества. Чтобы чиновники могли защитить права граждан от неправомерных действий страховщиков, нужны достаточные доказательства их противоправной деятельности. Практика показывает, что все граждане, обратившиеся в страховые компании с письменным заявлением о заключении договора ОСАГО, в течение 3-5 дней получают положительный ответ, причем договор заключают с ними без навязывания дополнительных услуг и переплат. У страховых компаний тоже есть юристы и они прекрасно понимают, чем им грозит неправомерный отказ на законное требование.

DNG