В жизни «интересного ничего! Абсолютно ничего…»

4-го апреля в 7 часов утра на пульт дежурного полиции в Камышине поступило сообщение – погиб 15-летний Павел Говоров (фамилия изменена). Причина смерти – суицид. Подростка обнаружили родители повешенным.

Все, с кем довелось пообщаться по поводу трагедии, в одно слово утверждают – внешне в поведении Паши ничего не предвещало беды.
– Из бесед с одноклассниками восстановили по минутам его «школьный день» накануне трагедии, – поделилась классный руководитель Павла Лариса Моисеенко. – Рассказывал ребятам о своей первой большой победе в жизни: получил от железной дороги направление на учебу в профильный техникум в Саратов. Строил планы…
А еще Лариса Петровна, не скрывая слез, говорила и говорила про то, какой это «золотой ребенок». Все, какие есть, лучшие эпитеты, способные передать имидж «золотого», были перечислены. Хорошая успеваемость, очень прилежный, исполнительный, ответственный, честный, прекрасно воспитанный. Сама доброта…
Если что и может заставить задуматься, так это – излишняя не по возрасту серьезность в детских глазах и замкнутость, которые в принципе можно было списать на застенчивость и скромность паренька. В общем, не принадлежал Павлик к тем ребятишкам, кто может легко «вывернуть душу наизнанку», обнажив, что там у него, в его еще не окрепшей детской душеньке. Ведь это лишь внешне современные подростки выглядят этакими переростками, акселератами и «колючими ежиками». А «внутри»…
Как рассказал следователь Камышинского следственного отдела Следственного управления СК России Руслан Мударов, который проводит проверку по этому делу, и родители Павла, как и учителя и одноклассники, не сообщили в беседах каких-либо подробностей, которые можно было бы связать с психологической травмой, подтолкнувшей их сына к суициду. Проверка, разумеется, будет продолжена. Неблагополучной назвать семью, где воспитывался Паша, трудно, хотя и есть свои нюансы. Отец и мать троих мальчишек были безработными – нет в селе работы. Никакой! Жили тем, что обеспечивали уход бабушке, существуя на ее пенсию. Но… Бабушка умерла. 4 месяца назад.
С другой стороны, «богачами» не являются и те, кто с Пашей в селе живут, учатся в 9-м классе. Да и сводят счеты с жизнью сегодня то и дело подростки и из абсолютно обеспеченных семей. Значит, дело не в этом?
Есть, впрочем, уже сегодня несколько подробностей, которые вынуждают задуматься о сложностях душевных переживаний Павла, а вместе с ним и всех подростков этого «сложного» возраста, который педагоги именуют «переходным во взрослую жизнь».
В учебнике по «Естествознанию», по рассказам компетентного источника, при изучении темы по поводу «смысла жизни» Павел сделал массу пометок о нравственной составляющей человека, о мотивации человеческих поступков, о том, зачем вообще дается жизнь и стоит ли жить. А еще подтверждением того, что неизбежно возникающие у каждого из нас на разных этапах жизни мысли на тему «жизни и смерти» – такие как «зачем я живу? ради чего?» – осознание смерти, как рокового для всех конца нашего бытия, волновали и Павла в его 15, являются его размышления на тетрадном листке. В жизни «интересного ничего! Абсолютно… Ничего!» Есть даже упоминание про… суицид. Но в контексте «ни в коем случае не намекаю на суицид, я не из тех, конечно…».
Вместо эпилога
Что добавить? Федеральные новости то и дело сообщают о настоящей волне детских суицидов, которые катятся по стране. Тенденция к увеличению числа самоубийств и к резкому его омоложению отмечается повсеместно и во всем мире. Кстати, согласно выводам психологов чаще счеты с жизнью сводят подростки именно такого возраста, как Павел: от 14 до 16 лет.
Лишь после вот таких леденящих душу трагедий окружающие подростка люди начинают мучиться вопросом: почему не поняли, не долюбили, не узнали, не предусмотрели… Что толкнуло подростка к роковому шагу? Почему наши такие «золотые дети» предпочли жизни смерть? Неужели жизнь их действительно была столь невыносимой?
Между тем главную причину этих трагедий психологи и психиатры видят именно в отсутствии доверительных отношений детей с взрослыми, которые окружают подростка, и с его сверстниками. Именно это подталкивает подростков к самоубийству, к отказу от главного для всех нас права – права на жизнь. Увы, в силу своего возраста они еще не осознают всю цену жизни. Подростковая психика для этого слишком нежна. Слишком ранима…