Объединяться, но без крайностей

В Волгоградской области вслед за проектом создания опорного вуза на базе технического и архитектурно-строительного университетов обсуждается идея объединения ВолГУ и ВГСПУ

Свою точку зрения в интервью «ВП» высказал ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Николай Сергеев.

– Николай Константинович, руководство ВолГУ озвучило свою позицию, а вот ВГСПУ до сих пор никаких комментариев не давал. Пролейте свет на события!..

– Буквально накануне у нас состоялся длинный, почти двухчасовой заинтересованный разговор с губернатором Волгоградской области Андреем Ивановичем Бочаровым. Честно говоря, меня очень порадовало, что руководитель такого уровня глубоко и серьезно вникает в ключевую проблематику образования. Губернатора интересовало, какие перспективы, векторы развития мы видим для педагогического образования в контексте социокультурной среды региона. Я проинформировал его о современном состоянии ВГСПУ. Сказал, что наш вуз ведет подготовку кадров по всем профилям и специальностям, необходимым сфере образования Юга России.

– Ведь ВГСПУ является еще и площадкой для академической науки?

– Да, на нашей базе действует Волгоградский научно-образовательный центр РАО. Наши аспиранты и соискатели научных степеней представляют не только все субъекты ЮФО, но и Нижнего, Среднего Поволжья, центра европейской части страны. Для поступления в наш вуз подают заявления абитуриенты из различных регионов России, в том числе соседних, где нет условий для получения педагогического образования (в 2015 году их было более 20). К счастью, на сегодняшний день профессия педагога востребована молодежью и рынком труда. Порядка 80?% наших выпускников идут работать по специальности.

– Наверняка вы анализировали плюсы и минусы создания опорного вуза?

– Мы понимаем, что есть государственные приоритеты, программа создания сети опорных вузов, в которых будут сосредоточены финансовые и кадровые ресурсы, дополнительные образовательные возможности – магистратура, аспирантура. Наше участие в этой большой работе отвечает интересам наших студентов. С другой стороны, мы не можем не видеть существенных рисков, с этим связанных.

– Что заставляет проявлять осторожность?

– Парадокс, о котором я уже упомянул выше. Педагогика и педагогическое образование будут нужны Отечеству всегда, притом в ближайшее время увеличится потребность в кадрах новой формации, способных справиться с современными вызовами. Но количество педагогических вузов в России за последние годы сократилось с 80 до 33. Остальные исчезли в результате не всегда, на мой взгляд, оправданных преобразований – были присоединены к другим вузам, преобразованы в классические университеты.

– И каковы результаты этого эксперимента?

– К сожалению, я не знаю случая, где эта практика не привела бы к сокращению общего объема подготовки педагогических кадров. Не уверен, что это на пользу качеству подготовки будущих учителей. Размывается педагогическое образование, ликвидируются многие профили подготовки, из вуза уходят высокопрофессиональные специалисты. Например, в Ставрополе на базе педагогического был создан классический университет. И не успели оглянуться, как возник дефицит учителей. Пришлось открыть педагогический институт, но уже муниципальный.

– А как сохранить уникальные педагогические традиции в Волгограде, если речь пойдет о слиянии вузов?

– Учитывая то обстоятельство, что в ЮФО реорганизованы или ликвидированы практически все педагогические вузы, за исключением Волгограда и Армавира, мы считаем жизненно важным и перспективным сохранение нашего университета как опорного профильного центра педагогической науки и подготовки педагогических кадров не только для Волгоградской области, но и для Юга России в целом. Это тем более важно, что свыше 60?% кадрового состава школ Волгоградской области – педагоги пенсионного и предпенсионного возраста.

– Какую именно модель вы предлагаете?

– Их несколько. Например, объединение гуманитарных вузов в качестве партнеров, равноправных с точки зрения ресурсного обеспечения, с сохранением ниши, корпоративных традиций каждого из них, учитывая колоссальные 85?летние традиции, благодаря которым наш вуз стал одним из столпов кадрового обеспечения в регионе. Я думаю, что ученый совет университета будет готов рассмотреть присоединение к ВГСПУ Волгоградского классического университета и создание опорного вуза под названием Нижне-Волжский (Волгоградский) государственный университет. Такой вариант дал бы нам больше шансов для работы на пользу региона. Но, конечно, двигаться в этом направлении можно только после детальной и вдумчивой проработки этого непростого вопроса. n