Осторожно: услуга

Осторожно: услуга
Говорить о проблемах, с которыми сталкиваются потребители и, в частности потребители Волгоградской области, можно хоть каждый день. С годами таких проблем меньше, увы, не становится. И это лучше всех знают в отделе по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области. С руководителем этого отдела – Натальей Махониной читатели «Волгоградской правды» поделились в ходе «прямой линии» своими бедами.

– Наталья Геннадьевна? Здравствуйте! Это Владимир Викторович Никитин, Центральный район Волгограда, улица Новороссийская. Я живу один в однокомнатной квартире. До августа прошлого года моя квартплата составляла около 1500 рублей. А с сентября цифра в платежке выросла сразу до 2000-2200 рублей. Это кто же увеличил нам стоимость сразу на четверть?

– Дело в том, Владимир Викторович, что с 1 сентября 2012 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 существенно изменился порядок начисления платы за коммунальные услуги. Если раньше мы, жильцы, платили за коммунальные услуги в местах общего пользования (за общедомовой свет, лифт и прочее), исходя из тех объемов, которые потребили в собственной квартире, то теперь платим в зависимости от площади своей квартиры. Поэтому цифры в платежках за коммунальные ресурсы так сильно изменились и у всех по-разному. Но если у вас есть сомнения в правильности начисления вам платы за коммунальные услуги, обращаться надо не к нам, в Управление Роспотребнадзора, а в инспекцию Государственного жилищного надзора (ул. Новороссийская, 15). Только имейте в виду: ваше обращение к ним должно быть не по телефону, а в письменном виде и с обязательным приложением платежек, которые были до сентября 2012 года и после сентября, чтобы специалисты этой организации видели, по каким именно коммунальным ресурсам произошли изменения и имели возможность все детально проверить.

Ни мебели, ни денег

– Меня зовут Надежда Ивановна Журина, учитель из Городищенского района. У меня, Наталья Геннадьевна, не вопрос, а крик души. 24 сентября 2010 года в Волжском я купила мебель – прихожую. Однако до сих пор ни мебели я не получила, ни деньги за нее мне не вернули. Я подавала заявление об отказе от договора купли-продажи, даже обратилась в суд. В декабре 2010 года судебное заседание состоялось, решение вынесли в мою пользу. За дело вроде бы взялись судебные исполнители, но результат нулевой. В декабре 2011 года я подала повторное заявление о возбуждении исполнительного производства в Волжскую службу судебных приставов. И снова тишина. Мне судебные приставы объясняют: у этого предпринимателя очень много долгов, и вообще они не могут установить его место жительства.

– Могу вам, Надежда Ивановна, только посочувствовать, а помочь – уже нет, к сожалению. Для защиты своих потребительских прав вы сделали все возможное и без нашей помощи, дойдя до суда. Договор о купле-продаже вы заключали с индивидуальным предпринимателем. По закону он несет ответственность по всем долгам своим личным имуществом. Судебные приставы должны были арестовать и изъять его личное имущество. Мне трудно понять, почему дело «зависло» на уровне судебных приставов – их деятельность вне компетенции Роспотребнадзора. Но я рекомендую вам обратиться с жалобой на Волжскую службу судебных приставов в Волгоградскую областную службу судебных приставов. Перезвоните мне чуть позже, я постараюсь найти для вас их координаты.

За что платить-то?

– Я пенсионер из Советского района Иван Кузьмич Дубленко. С некоторых пор в своем частном доме я живу один. В декабре прошлого года захотел прописать туда своего внука. Обратился в МФЦ Советского района. Там сказали, что нужна справка из БТИ. В БТИ же заявили, что требуется оформление новых документов на дом, и по двум их квитанциям я должен заплатить в общей сложности около 6 тыс. рублей. Для меня, пенсионера, это сумма колоссальная! И вообще я не понимаю, зачем еще раз делать все эти обмеры и оформлять документы, если у меня уже есть такие документы, датированные 2003 годом. С тех пор в доме абсолютно ничего не изменилось, перепланировку я не делал. За что же платить-то?

– Видите ли, Иван Кузьмич, с 2003 года прошло уже 10 лет, и в вашем доме, в его планировке действительно могли произойти какие-то изменения. Специалисты БТИ должны были в этом убедиться. Их действия совершенно законны, а услуги – платные. Стоимость их услуг государство не регулирует. Они их определяют сами, исходя их своих трудозатрат. Единственное, чем мы можем вам помочь в этой ситуации – выяснить, предусмотрены ли в БТИ льготная стоимость услуг для определенных категорий граждан, и, если такие есть, распространяются ли эти льготы лично на вас. Хотя, честно говоря, мне тоже не совсем понятно: зачем оформлять новые документы на дом, если вы не собираетесь его продавать, а хотите всего лишь прописать там внука? Напишите нам официальное заявление, и мы будем разбираться в вашей ситуации. Наш адрес: Волгоград, проспект Ленина, 50б. Телефоны: 38-49-53 и 38-35-78.

Нюансы с приборами учета

– «Прямая линия»? Наталья Геннадьевна, я Ольга Попова, Краснооктябрьский район Волгограда. Хотела проконсультироваться у вас по поводу индивидуальных приборов учета. Много говорят о том, что их необходимо срочно установить. А до какого конкретно срока? И какие санкции ожидают тех жильцов, которые такие счетчики не установят?

– Срок – до 1 июля 2013 года. Про санкции, Ольга, ничего сказать не могу – не знаю. Скорее всего, Госжилинспекция будет наделена полномочиями наказывать жильцов за то, что у них нет приборов учета. Но как официальное лицо, и как человек я советую вам не затягивать и установить счетчики. На собственном опыте я убедилась – экономия получается существенная. Однако вы должны знать: самостоятельно приборы индивидуального учета устанавливать нельзя! Этим должна заниматься только специализированная организация. С ней необходимо заключить письменный договор со всеми существенными условиями и получить у нее акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Когда прибор учета установлен, вы пишите в свою управляющую компанию заявление: «Прошу ввести в эксплуатацию прибор учета и начислять платежи, исходя из показаний приборов учета», прикладываете все ксерокопии документов на этот прибор учета и относите их. И еще один важный момент имейте в виду: ни за ввод в эксплуатацию приборов учета, ни за их опломбировку вы управляющей компании платить не должны! Это незаконно.

Посадила цветы – взошло хамство

– Меня зовут Галина Николаевна, Волгоград. Хочу проконсультироваться с вами по поводу семян цветов. Я купила шесть пакетиков семян астры. На них написано, что срок годности до 2015 года. Семена из первого пакетика всходов вообще не дали. Семена из второго пакета прорастила, но взошло всего 10 цветов. Прихожу в магазин, где их купила, с письменной претензией. А продавец брать мою претензию отказывается. Я знаю, что по закону о защите прав потребителей могу направить эту претензию письменно. Но дело в том, что непонятно кому направлять – в магазине нет информации, кто собственник, фамилию владельца торговой точки продавец отказывается мне называть. Что делать? Я понимаю, что по большому счету вопрос копеечный – семена стоят недорого. Но неприятно, когда тебя нагло обманывают. И ведь я такая не одна! Что вы посоветуете?

– Что касается собственника торговой точки, Галина Николаевна, то узнать его очень просто – его фамилия указана в верхней части чека, который вам дали. Продавец отказывается принять у вас претензию, а по почте вы не имеете возможности ее отправить, поскольку адрес непонятен? Тогда пишите жалобу нам. По закону о защите прав потребителей информация о собственнике торгового предприятия и его адресе должна быть представлена потребителю в доступной наглядной форме, а отсутствие этой информации – нарушение закона. Мы накажем владельца магазина за это. Вы также имеете право на проведение независимой экспертизы качества купленного товара – и об этом тоже надо заявить продавцу. Предприниматель и сам может провести проверку качества проданных семян. Но, вероятнее всего, он не захочет этого делать. В подобных случаях я всегда рекомендую в претензии, которую вы пишите на имя предпринимателя-продавца, не только указывать свои требования (вернуть деньги или заменить некачественный товар на качественный), но и вписать следующую фразу: «В случае проведения вами проверки качества, о времени и месте прошу вас уведомить меня в устном виде по телефону (указываете свой номер телефона), либо в письменном виде по адресу (указываете адрес)» и гарантируете, что сами привезете этот товар для проверки качества. Если предприниматель все равно отказывается выполнить ваши требования, следующая инстанция – суд. Кстати, суд также может назначить экспертизу товара – за счет самого предпринимателя. А параллельно подавайте жалобу нам. Мы проконтролируем, как предприниматель реагирует на претензии потребителей, и найдем возможность заставить его выполнять закон – возможно даже в досудебном порядке.

Без нас нас женили!

– «Прямая линия»? Это вам из Палласовки звонят, Виктор Иванович Невежин. Обиженный потребитель – не я, а моя дочь. Она была клиенткой сотового оператора «Смартс», который теперь Ростелеком. В 2010 году за разговоры по мобильному телефону ей насчитали долг около 1 тыс. рублей. Ни об этих разговорах, ни о самом долге дочь даже понятия не имела – никаких уведомлений ей не присылали. И вот через два года, в декабре 2012 года, без всякого предупреждения судебные приставы сняли с ее банковской карточки 3 тыс. рублей – долг вместе с пени. Мы были, мягко говоря, в недоумении. Стали разбираться. Оказалось, что вроде бы уведомления о долге посылались, но на какой-то несуществующий у нас в Палласовке адрес, поэтому мы о них и не знали. Затем сотовый оператор инициировал судебный иск по взысканию долга. Состоялся суд, о котором дочь даже не уведомили. Суд принял решение в пользу сотового оператора. Поскольку мы ничего об этом не знали, у нас даже не было возможности опротестовать решение суда. И вот спустя два года деньги в счет какого-то непонятного для нас долга с банковской карточки дочери все-таки сняли. Причем уведомление об этом судебные приставы прислали даже не ей самой, а почему-то моей жене, то есть ее матери. Это что же за беспредел такой?! И что нам теперь делать?

– К сожалению, Виктор Иванович, на данной стадии в этой ситуации мы вам уже ничем не сможем помочь. Суд состоялся, и хотя ответчик надлежащим образом не извещен, заочное решение вынесено, срок его обжалования прошел, оно вступило в законную силу, и начали работать судебные приставы. Повернуть вспять этот запущенный механизм Роспотребнадзор не может. Вам стоит обратиться в прокуратуру – у них полномочия гораздо шире, чем у нас. Но на будущее, Виктор Иванович, я хочу вам сказать: если вдруг у вас вновь возникнет подобная ситуация с другими услугами и товарами, и дело дойдет до судебного разбирательства, Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области может участвовать в процессе в качестве органа, дающего заключение по судебному делу. Поэтому в суде надо сделать соответствующее ходатайство, а мы всегда на стороне потребителя и всегда дадим заключение в вашу пользу.

Поделиться в соцсетях