Банка детских сбережений

Нужно ли учить детей копить деньги. Если спросить у детей, откуда берутся деньги, то большинство отпрысков дошкольного и более старшего возраста не кривя душой ответят: «Из банкомата!» Сглатывающая пластиковые карты машина в ответ на верную комбинацию цифр безотказно выдает купюры. Из этого ежедневного аттракциона – папа или мама достают карту, кормят ею автомат, тот в ответ выплевывает деньги – и складывается детское представление о мире финансов.


Покажите в чем выгода

Мама семилетнего Гриши попросила совета на родительском форуме. «Сын не верит, когда говорю ему, что денег нет, – рассказывает она. – Устраивает истерику и обвиняет, что я ему ничего не покупаю, а вот себе – все. Я ему пыталась объяснить, что есть покупки и траты, которые нужно сделать обязательно, а есть те, которые для удовольствия или в качестве награды. Он кивает, но стоит ему увидеть у меня в кошельке купюру, он устраивает истерику из-за очередной машинки или конструктора».

Рецептов ей выдали массу – от ремня до предложения пользоваться только картой, чтобы сын не видел наличности. Но финансовая изоляция тоже ни к чему хорошему не приведет.

Волгоградка Ирина Мельникова уверена, что младшего школьника не только можно, но и нужно вовлекать в денежные дела семьи. Например, отправлять в магазин рядом с домом за небольшими покупками. При этом настаивать, чтобы не просто купил, принес сдачу и чек, но и запомнил, что сколько стоит. «Я была поражена, когда мой первоклассник, которого я послала за пачкой рафинада, принес пакет сахара-песка. Он «открывал» мне Америку: «Мама, рафинад, почти в два раза дороже рассыпного, и его еще в пачке меньше. Ты же говорила, что нужно экономить, вот и я купил песок».

– Детям постарше нужно показывать в магазине, как отлича ются ценники на одинаковые продукты, объяснить, почему в том или ином случае вы выбираете экономный вариант, – советует психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Расскажите о системе скидок и объясните, почему, например, увидев игрушку, книгу или какую-то вещь, не нужно торопиться ее покупать. Нужно сравнить цены с интернет-магазином или подождать скидок в магазине. А на разницу можно будет приобрести фломастеры или игрушку – так вместо одной вещи ребенку достанутся две.

Долги нужно возвращать даже детям

Когда запросы детей в моей семье стали расти день ото дня, мы решили завести банки. Это некая альтернатива копилки. Но из копилки можно вытащить монету, только разбив посудину, в банке достаточно открыть крышку.

Единственное правило этих банок – прежде чем взять из них деньги, нужно положить записочку с суммой и именем, кто взял, и с пометкой, на что потрачены деньги. Если деньги берут взрослые, то должны вернуть всю сумму или чуть больше в знак благодарности, если дети, то обосновать необходимость покупки.

– Если взрослые берут в долг, то они подчеркивают значимость детских сбережений, – говорит Ирина Лаврова. – Но при этом нельзя забывать возвращать долг, иначе ребенок разочаруется в самой идее накопления денег – какой в этом смысл, если мама с папой все равно заберут эти деньги. Кроме того, если родители будут задерживать возврат долга или вовсе забудут про него, то их поведение вполне возможно перехватят дети. И у них будут проблемы с возвратом взятых в долг денег.

Откуда брать накопления

У 12-летнего Никиты Корсунова есть опыт сбережения денег. Он копил на мобильный телефон. «У меня были деньги, которые дарили на день рождения родители и бабушки, – говорит он. – Но их было мало, а зарабатывать я сам не могу, потому что детям разрешено работать с 14 лет. Я откладывал туда часть карманных денег, которые мне давали на проезд до школы. Но одну остановку я могу спокойно пройти пешком. А еще мама платила мне зарплату за то, что я мыл посуду по выходным».

Мама Никиты, чтобы сыну не надоело копить на телефон нужную сумму, постоянно подстегивала его интерес. «Сначала мы узнали цену, прикинули все доходы сына и выяснили, что ему нужно 10 месяцев, чтобы собрать нужную сумму, – говорит она. – В календаре мы отметили предполагаемый срок набора необходимой суммы. Попутно рисовали график увеличения доходов, чтобы Никита видел, как приближается к заветной цели. В итоге, когда наступила обозначенная дата, ему не хватило 120 рублей, и эти деньги я ему добавила за его терпение и умение идти к цели».

Бывает и так, что ребенок копил-копил и вдруг решительно заявляет, что готов потратить средства на другую вещь. «Поинтересуйтесь причиной перемены решения, но не стойте на пути, – советует Ирина Лаврова. – Вполне может быть, что пыл прежнего желания остыл и появилось желание новое. Если ему препятствовать, ребенок может совсем разочароваться в процессе накопления. Ну а если он ошибется и примет поспешное решение о покупке, что ж, из ошибок тоже извлекается полезный опыт».