Эхо Сталинградской битвы: истребитель вернулся из 1942-го

За Волгой, возле пос. Песчанка, есть болотистое место, где после весенних разливов всегда остается вода

Сельчане обычно обходят его стороной. Но в нынешнем засушливом году вода с этого места ушла. И жители Песчанки, отправившись в лес по грибы, вдруг увидели торчащее из-под земли большое колесо...

Находка близ Песчанки

Вскоре они сообщили об этом поисковикам. На место странной находки выехали члены поискового отряда "Комсомолец" Октябрьского района нашей области. Они определили: это обломки боевого самолета.

Незамедлительно начались раскопки. Поисковики связались с руководством музея-заповедника "Сталинградская битва". И обнаруженные ими основные фрагменты корпуса разбившегося в Заволжье боевого самолета были доставлены уже в волгоградский музей-панораму, где пополнят отныне собою его экспонаты.

В частности, поисковиками были найдены фрагменты двигателя с сохранившейся на одном из них табличкой с номером. Были также обнаружены шасси, некоторые прочие фрагменты корпуса, по которым, возможно, удастся со временем установить бортовой номер самолета и, соответственно, имя того, кто им управлял. Найдено также и множество обломков, подчас настолько мелких, что не ясно, частями каких именно деталей самолета они были.

Однако, судя по всему, пока найдены не все детали самолета, работы на этом месте продолжаются. Возможно, будут обнаружены еще какие-либо его номерные части.

Проблема также в том, что место ведения раскопок из-за близости к Волге довольно быстро заполняется грунтовыми водами. Но это не останавливает опытных октябрьских поисковиков. Ведь многое в отношении этого самолета пока остается непонятным. Найдены, к примеру, фрагменты кабины пилота, но при этом не было обнаружено приборной доски и ряда других важных ее деталей. Не найдена пока и часть винта: две лопасти поисковики нашли, но третьей почему-то нет на месте.

С боевых заданий не вернулись

Останков летчика в месте падения воздушной машины также не обнаружено. Скорее всего, ему удалось выпрыгнуть из падающего самолета с парашютом. Но спасся ли он от гибели, остается пока неизвестным.

Как намечается, в музее-панораме "Сталинградская битва" будет проведена идентификация найденных обломков самолета с участием армейских специалистов. Пока только ясно, что это американский истребитель типа Kitty Hawk P-40E, который мог использоваться и в качестве легкого бомбардировщика.

Такими самолетами был оснащен во время Сталинградской битвы 126-й истребительный полк, входивший в состав 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии. Базировался этот полк в Ленинском районе, близ с. Солодовка.

Всего в этом полку, полностью оснащенном американскими истребителями Kitty Hawk P-40E, было 18 таких самолетов, все они поступили в СССР по ленд-лизу. Все их летчики были профессионалами в летном деле (их еще называли "сталинские соколы"), охранявшими до битвы на Волге небо Подмосковья.

Однако, когда на исходе лета 1942-го

в районе Сталинграда создалась крайне напряженная обстановка, они вместе со своими самолетами были переброшены под Сталинград, где приняли первый воздушный бой уже 29 августа. В тот же день один из них был сбит. 30 августа были сбиты еще три Kitty Hawk, а 31-го погибли еще два. (Точнее, разбились под Сталинградом в тот день четыре таких самолета. Но два из них погибли, столкнувшись в воздухе друг с другом.) Имена сбитых в тот день летчиков установлены по документам: Голуб Демьян Анисимович и Шумилов Владимир Евгеньевич.

5 сентября 1942 года в небе Сталинграда было подбито еще четыре истребителя американского производства. Всего 126-й полк потерял их в те дни 13. Семь из них не вернулись с боевых заданий, судьба летчиков осталась неизвестной. Не исключено, что именно один из этих самолетов и был найден под Песчанкой.

Последний из Kitty Hawk

К середине сентября 1942 года в составе вооружения 126-го полка, сражавшегося в небе Сталинграда, осталось лишь четыре самолета Kitty Hawk P-40E, которые были переданы затем другой воинской части.

Кроме того, несколько американских истребителей того же типа состояли на вооружении 731-го и 572-го истребительных авиаполков, также действовавших под Сталинградом.

Оба они входили в состав 102-й истребительной авиационной дивизии Сталинградского корпусного района противовоздушной обороны.

- Всего по ленд-лизу за время Великой Отечественной войны самолетов такой марки было поставлено в Советский Союз из США и Великобритании более двух тысяч, - рассказал исполнительный директор Центра по изучению Сталинградской битвы Алексей Бормотов. - Но на сегодня на территории нашей страны целым остается лишь только один экземпляр, да и тот находится очень далеко от Волгограда - в музее на Севере России. Тем более ценна находка, сделанная в Заволжье, близ поселка Песчанка.