Если ребенок стал объектом травли в школе

Причиной для насмешек и притеснения может послужить все что угодно – как маленький, так и большой рост, хорошие или плохие оценки, очки или веснушки. Конечно, не всегда эти особенности приводят к возникновению конфликтов.

От бойкота до вымогательств

По мнению врача-методиста Волгоградского областного центра медицинской профилактики Нины Ларченко, многое зависит от учителя, воспитателя. Именно он задает тон отношений в классе. Если взрослый считает, что все в его классе должны общаться уважительно, то дети это прекрасно чувствуют. И, к сожалению, если учитель и сам полагает, что один из учеников «немного не такой», то он не будет препятствовать возникновению дразнилок. Нина Ларченко подготовила ряд рекомендаций учителям, психологам школ и родителям о том, как избежать конфликтов.

– Есть такое понятие, как школьный буллинг, – объясняет она. – Это социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и во многих странах мира. В переводе на русский язык буллинг определяется как притеснение, дискриминация, травля. Это длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического или психического, со стороны одного ребенка или группы детей к другому ребенку или детям. Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает удовольствие от нанесенного ущерба «слабому».

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. В настоящее время используется кибербуллинг – травля с использованием электронных средств коммуникации.

Не превратиться в «чучело»

Как тяжело бывает в школе ребенку, против которого ополчились одноклассники, показано в фильме «Чучело». К сожалению, подобная ситуация в школе совсем не редкость, поэтому родителям и педагогам важно помнить, что от них зависит, как будут складываться отношения в классе у их детей.

– Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путем унижения ученика, который не успевает или, наоборот, преуспевает в учебе или уязвим в других отношениях, – продолжает Нина Ларченко. – Это могут быть негативные или саркастические высказывания по поводу внешности или происхождения ученика, устрашающие и угрожающие жесты или выражения. Дети это настроение считывают и моментально подхватывают.

Она считает, что педагоги и психологи в школе должны начать с определения форм буллинга, которые имеют место в учреждении. Можно вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообщества, которые склонны к проявлению физического или психологического насилия. В него могут быть включены не только ученики, но и учителя, родители. Прежде всего необходимо понять, где находится силовой дисбаланс. Важно разобраться, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями учеников (не только в классе, но и на школьной спортивной площадке). Полезно составить и использовать короткие анкеты, на вопросы которых смогли бы анонимно ответить все члены школьного сообщества, включая родителей.

Помочь и жертве, и обидчику

Меры по борьбе с буллингом могут быть различными. Начиная с обсуждения проблемы с учениками, заканчивая созданием в школе комитета по предотвращению буллинга.

– Беседы со школьниками как индивидуальные, так и в группе очень важны и полезны, – говорит Нина Ларченко. – Например, можно обсудить с детьми, почему в вашем образовательном учреждении возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить. Нужно предложить написать об известном им конфликте, который произошел в школе. С их разрешения зачитайте его и попросите дать определение буллингу. Особое внимание обратите на предложения детей по его предотвращению, подчеркивая наиболее реальные из них. Проговорите то, как должны вести себя свидетели травли, чтобы помочь жертве и обидчику.

Не менее важно помочь ребенку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно, с помощью других. Например, смоделировать ситуацию, в которой он находился, и постараться ее преодолеть. К решению этой проблемы нужно активно привлекать родителей.

– При разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке, – советует Нина Ларченко. – Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга — дети из неблагополучных семей. С родителями жертв опасность состоит в том, чтобы не занять позицию защиты «мундира», а не ребенка, который стал жертвой. Если же разговор будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, вы сможете решить эту проблему вместе.

DNG