Это все мое, родное!

Как научить ребенка любить свою Родину. Сегодня много говорят о патриотизме, о том, что его нужно воспитывать в детях буквально с младенчества. Что заниматься этим должны не только родители, но и воспитатели в детсаду, и учителя в школе. Но все же кто и как должен взрастить в подрастающем поколении любовь к своей стране и как не перегнуть палку в этом весьма деликатном занятии?

Читайте книжки

Детские психологи и педагоги рекомендуют воспитывать в своих детях патриотизм с самого раннего возраста. То, что закладывается родителями и учителями в первые десять лет жизни ребенка, останется с ним на протяжении долгих и долгих лет.

«Я узнал, что у меня есть огромная семья: и тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок, речки небо голубое, это все мое, родное!» Детское стихотворение олицетворяет собой первые шаги в познании ребенком своей Родины. Именно с помощью простых слов, игр, песен маленькие дети запоминают, что окружающий их мир – это не только игровая площадка, но и нечто большее – их дом, их Отечество. Конечно, дошкольникам сложно объяснить абстрактное понятие – «Родина», проще заменить его на более доступные «родной дом» или «родная страна».

– Своему сыну в три года купила книжку стихов про животный мир нашей страны с замечательными картинками, – говорит мама пятилетнего Артема Ирина Ковалева. – Потом у нас появилась книжка про реки и озера России. Это все очень интересно с познавательной точки зрения. Я не пыталась навязать ребенку мысль, что он должен любить свою страну, я старалась как можно больше о ней рассказать интересного. Когда ты знаешь много о стране, ты не сможешь относиться к ней враждебно. Мне кажется, что нелюбовь или равнодушие если и возникает, то именно от незнания.

Родительская интерпретация

Первые знания о своем государстве дети получают именно от родителей, родственников, и лишь потом – от учителей и друзей. И это не обязательно рассказы или поучения. Дети считывают информацию с поступков старших. Смотрят ли бабушка с дедушкой по вечерам новости? В каком ключе они обсуждают происходящее? Участвуют ли взрослые в выборах органов власти? Все это откладывается в голове детей и воспроизводится в последующие годы.

– Если родители мечтают жить за границей или ругают правительство, ребенок, несомненно, впитает это отношение и будет копировать его, часто даже неосознанно, во взрослой жизни, – считает социальный педагог Марина Панова. – В зависимости от социального опыта негативная установка у ребенка, а затем и подростка, может выплеснуться наружу совершенно неожиданным образом. Знаю семьи, где родители были недовольны своей страной, их дети, хотя и получили хорошее образование здесь и имели перспективы, уехали жить в другие страны. Удивительно, что сами они до конца не могут сформулировать, что их не устраивало в родной стране, чаще всего в них говорит родительская обида.

Педагоги считают, что так или иначе картину мира для детей рисуют взрослые. От того, как родители интерпретируют тот или иной факт или случай, зависит отношение ребенка к этому явлению. Например, если ко Дню Победы в городах раздают георгиевскую ленточку, то ребенку наверняка будет любопытно узнать, что она означает. Не следует отмахиваться от его любопытства: расскажите малышу, что означает этот полосатый кусочек ткани для русского народа и почему его нельзя бросать или портить.

Объясняйте ребенку, что происходит в стране, доступным языком: почему объявлен траур по погибшим в катастрофах, зачем запускают салют на дни городских и государственных праздников, почему поздравляют ветеранов на 9 Мая. Привлекайте детей к наведению порядка в собственном дворе, это поможет воспитать бережное отношение к природе.

– Не бойтесь рассказывать детям о войне, о том, что пережили ветераны, – считает волгоградский поисковик Дэя Вразова. – Дети этим проникаются, относятся к этим рассказам с большим любопытством и вниманием. Вместе дарите цветы участникам войн в дни памяти и торжеств – так вы будете культивировать в ребенке уважение к старшим, ветеранам. Знакомьте детей с историей своей Родины. Объясните, чем лучше дети будут знать ее, тем проще им будет понять значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее.

Не перегнуть палку

Как и в любом деле, в воспитании любви к Родине нужно знать меру. Это касается в том числе и патриотического воспитания детей.

Существует очень тонкая грань между здравым национальным самосознанием и национализмом. Прививая ребенку любовь к Родине, никогда не следует сравнивать себя с другими народами, особенно в негативном ключе. Любое противопоставление рождает неприязнь.

Для того чтобы уравновешивать патриотические чувства ребенка, следует уделять внимание и другим культурам. Мягко, без давления покажите ребенку, что мир велик и столь же велико разнообразие людей, в нем живущих. Отмечайте положительные черты у тех или иных народов, особенно тех, которые представлены в нашей стране, ни в коем случае не запрещайте детям дружить и играть с детьми других наций.