Как мотивировать ребенка хорошо учиться

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его сын или дочка ходили в школу с увлечением. Однако на практике все иначе: период обучения в школе для взрослых порой становится испытанием. Чтобы ребенок хорошо учился, им приходится вести постоянный контроль посещения, выполнения домашнего задания. Сам ученик, столкнувшись с первой же трудностью, отчаивается, становится невнимательным и совершенно не старается.


Пряник в конце четверти

Чаще всего, чтобы настроить родное чадо на успешный школьный результат, родители предлагают проверенный способ – платить за хорошие оценки. Применительно ко взрослым этот инструмент воздействия вполне себе работает. Поэтому родители ожидают, что и с ребенком будет также просто. Мотивированный будущей наградой, он научится добиваться результата и самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Практика показывает, что с детьми, особенно в младшей и средней школе все не так просто.

– Мы сначала предложили сыну учиться хорошо весь год, а за это мы ему купим планшет, – рассказывает мама пятиклассника Ирина Баранова. – Он охотно откликнулся и даже первые несколько недель проявлял рвение. Потом возникли трудности, настигла лень, и он решил, что будет учиться так, как получается. Возможно, что в конце года все самой собой получится, учителя поставят нужное количество пятерок, и родители купят планшет. А если и нет, то не так уж сильно этот гаджет нужен, все равно его ждать целый год.

Потом пятикласснику решили платить по 10 рублей за каждую пятерку. И по 5 рублей за каждую четверку. Но и это не дало нужного результата. После общения с учителем Ирина Баранова решила, что платить за хорошую учебу не будет. Потому что школа – это не работа, а прямая обязанность ребенка, одиннадцатилетний этап получения знаний, которые он сможет применить в дальнейшем, чтобы зарабатывать деньги.

Поработать за похвалу

– В нашей культуре не принято оплачивать то, что не относится к профессиональной деятельности, – говорит психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Родителям не платят за поход по магазинам, уборку или приготовление еды, хозяйственными делами в семье занимаются, чтобы поддерживать комфорт и уют. И в рабочей среде есть виды деятельности, которые не предполагают оплату, например, волонтерство. Если с детства дать ребенку установку на то, что любое действие предполагает вознаграждение, это не позволит ему узнать, что существуют и другие мотиваторы: моральное удовлетворение от выполненной работы, сам факт получения хорошей оценки за учебу, похвала родителей или учителя.

Специалисты называют целый ряд «подводных камней» денежного поощрения. Например, уменьшается ценность учебы как таковой, в приоритет возводится значимость оценки. Может случиться так, что финансовые возможности семьи не позволят легко выделять средства на оплату школьных оценок, и схема перестанет работать. К тому же есть вероятность, что детские запросы возрастут и в какой-то момент выдаваемой суммы в понимании ребенка будет недостаточно. Важность денег для детей может быть переоценена. Однажды ребенок может отказаться помогать по дому просто потому, что сейчас ему не нужны сто рублей.

Если в семье растут дети с разными способностями, и для одного не так сложно получить пятерку, а другому нужно долго стараться ради четверки, возможны обиды из-за того, что вознаграждение выплачивается непропорционально и нечестно.

– Мотивация может оказаться кратковременной и снизиться, если у ребенка не получается достичь желаемого результата, – считает социальный педагог Марина Панова. – Если хороших оценок нет по причине лени, нехватки природных способностей к каким-либо предметам, отставания из-за пропущенных по болезни занятий, то обещание награды не изменит первопричину.

Подработать, но не на учебе

Между тем, исключения из правил находятся всегда. Бывают дети с определенным складом характера, которые с малых лет настроены на зарабатывание денег, любят копить, пересчитывать капитал, приумножать его. Для них материальная компенсация – не просто сильная мотивация, но и образ жизни.

– Денежное поощрение становится уместным и с подростками, которые усиленно готовят себя к взрослой жизни, желают большей свободы и самостоятельности, но в силу разных причин – от законодательных до нехватки свободного времени – не могут заработать на дополнительные расходы, – говорит Ирина Лаврова. – В этом случае специалисты советуют родителям оплачивать ребенку работу «сверх нормы» – ту, за которую вы бы заплатили профессионалам: например, за вскопанные грядки в саду или за присмотр за младшими членами семьи.

Хорошо, когда с определенного возраста у ребенка существует возможность получать карманные деньги, есть понимание суммы этих денег и на что они даны.

– Ребенок спокоен, когда знает, есть договоренность, которая соблюдается родителями и детьми. Например: школьная еда оплачивается из карманных денег, одежда покупается на зарплату родителей, на крупные игрушки и гаджеты можно накопить или получить их по завершении какого-то периода: окончание школьного семестра, день рождения, – отмечает Марина Панова. – Между тем, чтобы не провоцировать ситуации, когда ребенок то и дело ожидает вознаграждения за труд, постарайтесь не пользоваться подкупом слишком часто и в совсем юном детском возрасте. Леденец за убранные игрушки – не лучший способ приучить детей к взаимопомощи, которая по умолчанию должна присутствовать в семье. Будьте аккуратны с выражениями «Будешь хорошо себя вести – куплю игрушку», этот сценарий может привести к неутешительному результату, когда на любую просьбу взрослого ребенок будет ожидать чего-то взамен.