Как помочь ребенку найти свой талант

У родителей всегда есть соблазн решить за ребенка, что ему нравится и к чему у него есть призвание. Модно быть футболистом или хоккеистом – и вот сын уже в полной амуниции идет на тренировку. По телевизору идет проект с бальными танцами – и мама бежит записывать свою дочку на хореографию. А дети как загораются новым увлечением,так и охладевают к нему.

Лепи из них, что хочешь

Педагоги считают, что детей дошкольного и младшего школьного возраста можно убедить легко, что то или иное увлечение им подходит.

– В этом возрасте дети – как глина, лепи из них, что хочешь, – говорит в прошлом учитель, а сегодня бабушка двоих внуков Галина Петрова. – Пока они податливы и откликаются на все новое, важно правильно направить ребенка и выбрать вместе с ним дополнительное занятие, которое будет ему по душе. Нужно пробовать разные направления – и спорт, и музыку, и художественное, и техническое творчество. Присматриваться, прислушиваться к ребенку, получается у него или нет, нравится ему это занятие, как быстро он к нему охладел.

Она считает, что если причина пропавшего интереса – лень, то тут нужно и заставить, но если у ребенка не получается, он отстает, то, скорее всего, это занятие не его. И тут родителям не нужно делать трагедии из того, что ребенок уходит из той или иной секции, бросает тот или иной кружок.

Не завышайте требования

Мама двух дочерей Лилия Вирабян рассказывает, что ее младшая дочь целый год бредила танцами. Просто умоляла родителей отдать ее заниматься. Мама на это качала головой – маленькая еще, отдадим через год. В предвкушении 6-летняя танцорша устраивала дома концерты, в которых она прима сцены. В этом году Лилия отдала дочь в танцы, но через пару тренировок та категорично заявила, что заниматься не хочет.

– Она думала, что ее сразу же в костюме выпустят на сцену, а вместо этого занятия начинаются с растяжек. У дочки едва заболели мышцы, так она сразу решила, что будет петь. Что ж, попробуем вокал.

Бывает так, что развитие таланта сына или дочки становится идеей фикс для родителей. Нередко от них слышим: «Моя дочка едва научилась ходить, как стала танцевать», «Сынок пел с самого рождения, у него и крик был музыкальным!» Эти способности родители намерены развивать с самого раннего возраста, чтобы потом на детской площадке было чем козырнуть. Ведь растят не меньше, чем вундеркинда, виртуоза.

– Такие завышенные требования порой ребенку не под силу, – считает психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Сначала он может начать сопротивляться, а потом, если это не возымело действия, открыто проявлять агрессию по отношению к занятиям.

Мама двоих детей Марина Суровцева вспоминает, что сама когда-то из-под палки окончила музыкальную школу. Диплом все эти годы пылится, так и не пригодившись.

– Для родителей это было предметом гордости, что в доме есть фортепьяно и на нем умеет играть их дочь, – говорит она. – Но после окончания занятий я ни разу не села за инструмент. Каково же было мое удивление, когда мои сын, а потом и дочь попросились сами записать их в музыкальную школу. И пока успешно учатся.

Начните с малого

По мнению музыкального работника Валентины Кропоткиной, все дети очень отзывчивы на музыку. В раннем возрасте, слыша голос поющей мамы, ребенок заряжается позитивными эмоциями и узнает, что люди умеют не только говорить и смеяться, но еще и петь. Постепенно малыш начнет подпевать песням, которые он запомнил. Если в семье кто-то играет на музыкальном инструменте, дети обычно активно интересуются этим процессом. Если этот интерес подогревать, то ребенок с удовольствием будет заниматься музыкой.

– Дайте ребенку возможность найти себя, – считает Ирина Лаврова. – Пусть он попробует себя и в спорте, и в музыке, и в школьном театре. Все эти занятия не пройдут даром для ребенка. Так или иначе, позанимавшись год, допустим, плаванием, он научится держаться на воде. Не всем же быть пловцами! Попробовав играть, скажем, на флейте, приобщится к миру музыки, начнет тренировать свое дыхание. И так далее – каждая попытка – это новый шажок в развитии ребенка.

Есть инструмент – будет и виртуоз

Она уверена, что не нужно обрывать ребенка в этом поиске. Не следует родителям ставить ультиматумов – «или скрипка, или вообще больше никаких занятий!» Это вовсе не безответственность, это поиск своего таланта, что очень важно для поднятия самооценки.

– Когда сын захотел заниматься боксом, мы купили ему новенькое обмундирование, – говорит мама 10-летнего Дениса Елена Полозова. – Думали, что это его подстегнет к занятиям. Но через пару месяцев он бросил секцию. Его перчатки, шлем заброшены в кладовку. Потом была гитара – тоже недешевый инструмент. Но через год и к этому занятию сын охладел.

Сами педагоги говорят о том, что не нужно спешить приобретать дорогостоящий и обязательно новый инструмент или инвентарь для занятий. Что-то можно взять напрокат, что-то купить дешевле через объявления. При этом ребенок должен знать, что его занятие достаточно дорогостояще и к нему он должен относиться серьезно. В то же время неволить и попрекать дорогим инструментом тоже не стоит. В конце концов, за что купили, за то и продать его можно. Ребенок должен сам понять, что ему по душе. А родителям стоит постараться не мешать, а только поддерживать, быть терпеливее и не торопить, помочь ребенку найти то, в чем он талантлив.

DNG