Как помочь ребенку разрешить школьный конфликт

Девятиклассник Леша поставил маму перед фактом: «В школу ходить не буду!» Мотивировал просто: «На уроках ничего не понимаю, одноклассники издеваются». Родители схватились за голову – что делать? Парню бы доучиться, чтобы потом в техникум поступить. Если сейчас «забуксует» в школе, то как он в жизни устроится?

Как получить путевку в жизнь?

Такие истории случаются в каждой школе. По негласной статистике, из каждого учебного заведения уходят ученики, не сумев разрешить свой конфликт. На помощь им приходит детская служба примирения, школьный психолог. Но порой и им не под силу разрешить ситуацию.

– Мой внук весь прошлый год проболел, – рассказывает обеспокоенная бабушка Валентина Андреевна Сомова. – У него обнаружили онкологию, но к счастью, сейчас все в порядке. Из-за болезни он пропустил много уроков. Еле-еле окончил восьмой класс и перешел в девятый. Накануне нового учебного года стал просить свою маму перевести его в новую школу. Говорил, что очень стыдно за то, что плохо учится. Она пошла на его уговоры и отдала документы в ближайшую школу. Но и там в первой же четверти мальчишка нарвался на конфликт. Его разбирали с учителями, родителями и учениками. А после этого внук заявил, что он боится, что обозленные одноклассники ему вообще не дадут спуску. И в школу отказывается ходить. Педагоги его уговаривают – только ходи. А он ни в какую. Говорит, что страшно.

Бабушка интересуется, есть ли какие-то варианты у ее внука окончить школу?

Семейное образование не всегда оправдано

В принципе, да. Они прописаны в законе об образовании. Но эти варианты не такие уж простые, как может показаться на первый взгляд. Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Форма, когда ребенок обучается на дому по желанию родителей, называется семейным образованием. При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации.

– Но не во всех случаях целесообразно переводить ребенка на семейное образование, – считает социальный педагог Мария Панова. – Это можно сделать, если ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию и ему неинтересно сидеть на уроках. Если ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой). А также если работа родителей связана с постоянными переездами из одного места в другое. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по нескольку раз в год переходить из одной школы в другую, это очень травмирует ученика, могут возникнуть трудности с успеваемостью.

Коллектив сменил, а проблема осталась

Если на ситуацию, которая возникла в одной школе, закрыть глаза, не исключено ее повторение и в новом классе. Психологи указывают на такое явление, как групповая динамика. То есть в любой группе будут свои лидеры, анти-лидеры, аутсайдеры, обижаемый и т. д. И сменить социальную роль крайне сложно без внутренних изменений и помощи из вне.

По словам психолога школы № 62 Ольги Яковлевой, чаще всего виной таких ситуаций бывают родители.

– Не нужно менять коллектив, нужно немножко поменять себя, – говорит она. – Примириться со своими ошибками, суметь пойти на компромисс. Если ребенок уходит из школы, то мы стараемся его отследить. По своему опыту знаю, что чаще всего дети закрепляются в новом классе. Они попадают в новые отношения и стараются показать себя там по-другому. Блуждание из одного учебного заведения в другое и третье бывает из-за нежелания ходить в школу.

Зовите арбитра!

Ольга Яковлева замечает, что в последние годы конфликты возникают не только между детьми, но и между педагогами и родителями.

– Участились случаи нападкок родителей на учителей, – говорит она. – И тогда нам приходится собирать других родителей, чтобы выслушивать все стороны конфликта. У нас все сложные ситуации разрешаются с помощью арбитра, который выслушивает все мнения и помогает прийти к компромиссу. В качестве арбитров выступает или взрослый, или пострадавший ребенок, или родитель.

В идеале разрешением конфликта считается то, что ребенок остается учиться в школе. Отношения с учителем налаживаются, если с ним было непонимание. Если проблемы возникали со сверстниками, то педагоги находят способы, которые помогут коллективу принять ребенка.

Случай из практики

Ира Кочетова чуть было не бросила школу в 7 классе. Ей казалось, что ее обижают и не любят, причем не только одноклассники, но и учителя. Поэтому она пыталась защитить себя грубостью. Беседы с ней ни к чему не приводили. Мама ко всему происходящему в школе с дочерью относилась равнодушно.

– Я решила попросить девочку о помощи, – рассказала случай из своей практики классный руководитель Ольга Семенова. – Ученица откликнулась, стала мне помогать, а я постаралась ее разговорить, чтобы понять, в чем причины ее недовольства. Расспросила об увлечениях. Оказалось, что девочка неплохо рисует. Тогда предложила ей собрать все ее работы и попробовать устроить из них выставку в классе. Потом Ира помогала оформлять мне все выставки и открытые уроки. Девочке не хватало внимания и ласкового слова и возможности проявить себя. Конфликт со сверстниками погасить окончательно не удалось, но Ира почувствовала поддержку взрослых. Она окончила 9 классов и поступила в колледж.