Как восстановить режим ребенка после зимних каникул

Новогодние праздники, какими бы долгими они ни казались вначале, пролетают очень быстро. И вместе с ними проходят милые сердцу расслабленность, беспечность и свобода. Если взрослые могут себя заставить вернуться к привычному рабочему графику, то детям это сделать гораздо сложнее. Как же сделать погружение в учебные будни более безболезненным.

Прибавьте время на домашку

Самое сложное для большинства детей – начать просыпаться вовремя. Мама второклассника Наталья Гладкова рассказывает, что первую неделю каникул сын вставал самостоятельно в семь утра. Его никто не будил, никуда ему идти не нужно было. Все дело в режиме и привычке. Но потом внутренний будильник выключился и мальчишка просыпался не раньше десяти часов утра.

– Я знаю о том, что нужно плавно возвращаться к привычному ритму, – говорит Наталья, – но это очень трудно. Все попытки уложить его спать пораньше оказываются неудачными, потому что он просто не может уснуть. Единственное, что удалось сделать плавно, это вернуть нормальный режим питания, исключив избыточные сладости и фаст-фуд.

Повышенная эмоциональность, незрелая нервная система не позволяют школьнику мгновенно включиться в учебный процесс. Чтобы встать в нужную колею, им требуется время.

Мама 10-летнего Никиты после каникул делала домашнюю работу с сыном до поздней ночи. «Такое у нас было только в первом классе, да и то недолго, – делится она. – А тут после новогодних праздников так расслабился, что будто писать разучился. По русскому языку две тетрадки извели, переписывая его каракули. Сначала начеркал, грязь развел на листе, мы его вырвали, на другом ошибок наделал, что опять пришлось все заново переписывать, причем под мою диктовку. Каждое слово ему по слогам проговаривала, как первоклашке».

– Вполне вероятно, что оценки в начале четверти не порадуют родителей, – говорит Марина Панова. – Но лень и нежелание учиться тут ни при чем. Просто весь организм еще не настроился на учебный лад. Вместо того чтобы читать нотации, выразите уверенность в том, что скоро результаты станут лучше, ведь у вашего ребенка такой хороший потенциал!


Разбуди меня, звезда


Она отмечает, что период адаптации после длительных каникул– это время, когда стоит вспомнить пословицу «делу – время, потехе – час» . Причем отдых и развлечения должны быть обязательными и желательно подвижными или на свежем воздухе. Ведь третья четверть – самая длинная и трудная в году. На нее приходятся два «критических» периода школьного года: первая неделя после каникул и межсезонье. У врачей есть даже понятие «синдром третьей четверти», когда в конце зимы – начале весны ученики начинают чаще болеть, а успеваемость падает, желание ходить в школу исчезает.Чтобы ребенок этого избежал, постарайтесь максимально облегчить ему этот трудный период.

– В таком ответственном деле, как возврат к режиму дня, нельзя забывать о физкультуре, – считает мама двоих сыновей Галина Медунова. – Старая добрая зарядка и закаливающие процедуры укрепят здоровье малыша и подготовят его расслабленный организм к нагрузкам. Сделайте детские гантели из бутылок с водой, купите яркий обруч или скакалку и возьмите за привычку каждое утро по 10 минут упражняться с ребенком под энергичную веселую музыку.

Она делится маленьким секретом для всех тех, кому трудно вставать по утрам. Разбудить и взбодрить ее мальчишек помогает упражнение «Звезда». Еще лежа в постели сожмите руки в кулаки, а потом с силой выпрямите растопыренные пальцы. Сделайте несколько раз подряд, и очень быстро почувствуете прилив энергии. Вот теперь вы уж точно готовы открыть глаза и начать учебный день!

Учебники – в портфель, форму – на вешалку

Многие родители прибегают к маленькой хитрости – перед началом третьей четверти покупают ученику новые школьные принадлежности или что-нибудь из школьной формы, чтобы ему хотелось писать в новой тетрадке, рисовать новыми карандашами. Обычно это срабатывает.

Настрой на учебу зависит и от того, как будут вести себя взрослые. Поменьше упреков и ругани: «Все каникулы отдыхал, а про задания забыл!», «Даже портфель сам не можешь собрать!»

– Ребенку нужно помогать, но это не значит, что вы должны сделать это за него, – отмечает психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Понадеявшись на «хорошую» память, ваше чадо может в школе недосчитаться пары учебников. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно. Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть. Продумайте все до мелочей, повесьте в шкаф или на стул, чтобы утром новой четверти не нужно было нервно искать колготки, юбки и пиджаки по всей квартире.

Педагоги считают, что совершенно нормально, что после каникул ребенок не особенно рвется получать знания. Мыслями он еще там – в развлечениях, бесконечных прогулках и своих любимых занятиях. Науки не смогут заменить их в одно мгновение.

– Принуждением, резким тоном, угрозами и наказаниями добиться усердия не получится, – считает социальный педагог Марина Панова. – Бывает так, что после долгого домашнего отдыха дети чувствуют страх перед началом занятий, их пугают любые трудности. В этот момент им нужна поддержка родителей, дружелюбные разговоры о школе. Не стоит корить ребенка за не самые высокие результаты сразу после каникул. Главное – настроение, и если школьник бежит на уроки с радостью, то уже хорошо.

DNG