Летнее учение

Каникулы у школьника – это не только отдых, но и длинный список литературы, который нужно одолеть до начала учебного года. Сколько мучений бывает с этим списком, знают многие взрослые по своему школьному опыту. Грибоедов, Толстой и Некрасов все лето дамокловым мечом висят над головой, отбивая всякое желание погружаться в увлекательный мир художественного слова. Так как же приохотить ребенка к чтению?

Начнем со сказки
Маленькие дети инстинктивно тянутся к книжке. Именно в это время у родителей есть прекрасная возможность приучить ребенка к чтению: начиная с самых простых сказок, постепенно выбирая все более сложный и увлекательный материал для чтения.
– Интерес к книге у детей возникает еще задолго до посещения школы и развивается очень легко, – считает психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – В книге для них заключено много прекрасного, героического, таинственного, поэтому им страстно хочется научиться читать, а пока не научились – слушать чтение старших.
По мнению Лавровой, родителям надо только не заглушать этот пробудившийся интерес, а идти навстречу детским желаниям: читать им, приобретать для них книги и брать в библиотеке. А потом всем вместе обсуждать прочитанное. Говорить о героях, их поступках, одобрять или осуждать их. Такие беседы важны для воспитания ребенка и для развития его речи.
Любимые книги известных людей
Иногда интерес к книге может разбудить совершенно посторонний человек. Допустим тот, кто добился успеха в спорте, музыке, бизнесе или общественной деятельности. Тот человек, чье имя всегда на слуху.
Проект по привлечению детей к чтению придумали в Волгоградской областной детской библиотеке. На встречи с подрастающим поколением библиотекари приглашают известных людей региона, которые рассказывают о своих любимых книгах детства, о роли чтения в их жизни.
– Ценность детского чтения, как источника развития личности, признана во всем мире. От того, как и что читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким он будет сам, и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить, – считает директор Волгоградской областной детской библиотеки Татьяна Глазкова. – Своим проектом «Чтение – путь к успеху» мы хотим донести до детей то, что, только читая, они смогут много достичь.
Юным читателям библиотеки о своих детских литературных предпочтениях уже рассказывали министр культуры Волгоградской области Виктор Гепфнер, которому больше всего запомнился «Таинственный остров» Ж. Верна. Чемпион Европы по кикбоксингу Нурлан Валиев советовал почитать «Вождя краснокожих» О. Генри, заслуженный мастер спорта РФ Татьяна Лебедева делилась своими эмоциями после прочтения в детстве книги В. Гауфа «Карлик Нос».
Проект продолжается и сейчас. Принять участие в нем могут все желающие. Достаточно прийти и записаться в библиотеку.
Совсем не интересно!
Да, и такое приходится слышать родителям в процессе воспитания книголюба. Придется разобраться, почему окружающие ребенка книжки не стали для него друзьями.
Подумайте, не является ли домашняя библиотека лишь ширмой, скрывающей коллекционирование красивых обложек? Успеваете ли вы знакомить ребенка с вожделенными покупками? Рассматриваете ли книги вместе?
Проанализируйте предпочтения, которыми вы руководствуетесь, отбирая книги для библиотеки ребенка. По наблюдениям специалистов в области книжной торговли, большинство родителей полагают, что чтение должно служить для образования. Отсюда бесчисленное количество разнообразных энциклопедий и дидактических (пусть и игровых) пособий в библиотеке малыша и незначительное количество книг для души. А ведь гораздо важнее эстетическая и эмоциональная сторона чтения, возможность примерить на себя образы героев и найти вместе с ними ответы на свои вопросы.
Знакомить ребенка с традиционными произведениями, конечно, необходимо, но приобщать его к чтению только наше все – задача крайне трудоемкая и ответственная. В сказках и повестях, созданных даже полвека назад, встречается множество непонятных ребенку слов, которые следует пояснять. Всегда ли мы готовы к этому? В итоге малыш вроде бы и слушает книгу, но не понимает ее, относится к чтению как к повинности, а она никогда не трансформируется в любовь.
Сберечь надежного спутника
Любовь к книге начинается и с бережного отношения к ней. Например, в многодетной семье Бужан, с которой мне посчастливилось познакомиться недавно, имеется приличная домашняя библиотека. Удивило меня то, что все книги у ребят в идеальном состоянии.
– У нас бывает так, что все семеро детей отучатся по одному учебнику и передают его в библиотеку, – говорит многодетная мама Ирина Бужан. – И он в отличном состоянии. Я всегда учила детей: книги – это святое. В них нельзя ни рисовать, ни загибать страницы. Для нас книга – это не только источник знаний, «учебник жизни», но и верный и надежный спутник на все времена.
В этой семье имеются свои правила обращения с книгами. Например, прежде чем брать томик для чтения, нужно вымыть руки. Никогда на книге не писать, не рисовать. Не класть в книгу карандаш или что-либо твердое, тяжелое. По прочтении всегда класть книгу на определенное место.
Молчать о прочитанном
Как бы хорошо вы ни были осведомлены в вопросах детской литературы, помните о правах маленького читателя, которые в свое время сформулировал автор замечательной книги о детском чтении «Как роман» Даниэль Пеннак. По его мнению, каждый ребенок имеет право: не читать, перескакивать, увлекаться сиюминутным ширпотребом, который завтра будет забыт, читать где попало, не дочитывать, перечитывать, брать с полки любую книгу, молчать о прочитанном.
Мы, взрослые читатели, безоговорочно признаем за собой эти права. Почему же мы отказываем в этих правах нашим детям?