На фоне вечности снимается семейство

Эта пожелтевшая фотография, наклеенная на толстый картон с тиснением, перешла ко мне по наследству. На ней мои бабушка и прабабушка. Снимок сделан в Царицыне примерно в 1903 году, предположительно в салоне Белобородова. Это называлось кабинет-портрет.

Родные лица

Я опубликовала этот снимок в одной из социальных сетей и в ответ получила шквал комментариев. Одни друзья писали, как завидуют чудом сохранившейся крупице семейной истории. А другие делились своими бережно хранимыми снимками с дорогими лицами родных.

Ветхие «карточки» столетней давности – это целый пласт отечественной культуры, который мы только сейчас, спустя век, начинаем по достоинству ценить. Музеи организуют выставки таких ретрофотографий, краеведы ведут их исследования, антиквары готовы их приобрести (да-да, даже чужие старые фотографии – ныне предмет коллекционирования).

Ну, а мы, потомки? Что можем сделать для сохранения семейной памяти? Фотографии начала прошлого века дожили до нашего времени часто благодаря тому, что были надежно наклеены на картонные бланки или вставлены в твердые паспарту. Еще их складывали вот в пухлые фотоальбомы, похожие на сундуки, закрывавшиеся на металлические застежки. Для карточек делались специальные фигурные прорези, не повреждавшие уголков. И все-таки бумага более хрупкая вещь, чем память…

Еще много лет оставалось до эпохи массовых фотографий 9 х 13 и 10 х 15. Начиная с 50-х, сделать семейный снимок или портрет «под актрису» стало довольно просто. Их легко дарили друг другу с памятными надписями вроде «Желаю быть тебе счастливым, желаю горестей не знать, желаю быть для всех любимым, но и меня не забывать». «Люблю сердечно, дарю навечно». А потом наступила эра любительских снимков, которые с приходом диджитал-технологий доступны даже ребенку.

Модная причуда

А вот 100 лет назад фотографироваться было дорогим удовольствием. Есть сведения, что фотоснимок размером 9 х 12 стоил примерно как серебряная ложка. Но клиенты первых царицынских «фотографических заведений» не жалели монет на модную причуду. И теперь давно минувшая эпоха смотрит на нас их глазами. Каждая карточка уникальна.

Царицане ходили сниматься к братьям Эрдманам, на улицу Московскую в доме Плотниковой. Большим успехом пользовались поясные портреты, кабинет-портреты, для которых можно было выбрать фон… В старинной рекламе нахожу причудливые названия снимков – «миньон», «бижу», «облонг», «будуар», с «превосходной отделкой черным итальянским карандашом».

На Астраханской улице располагался салон царицынского фотографа Александра Шевякова-Красовского. Волгоградские краеведы преисполнены к нему вечной благодарности за то, что усердно щелкал виды города.

На углу Астраханской и Царицынских улиц в собственном доме открыл фотографию Егор Белобородов. На углу Астраханской и Предтеченской – колдовали Сергей и Пелагея Лапшины. Все эти вывески исчезают с улиц красного Царицына, кроме разве что Израиля Эрдмана. После революции даже фирменные виньетки на паспарту (разные у каждого фотографа), «буржуазные» тиснения и позолота постепенно уходили в небытие, как и эстетика этого жанра. Как не дать ему окончательно раствориться во времени?

Имена и судьбы

Не случайно в России в нулевые годы начал действовать общенациональный интернет-проект «Большой русский альбом». Его цель – сбор и публикация фотографий из семейных альбомов и частных домашних архивов (студийная и любительская съемка в жанрах «портрет», «групповой портрет» до 1957 года включительно), а также текстов с информацией о людях, запечатленных на фото, воспоминаний и документов. Читайте, смотрите, там много удивительных историй.

По сути, это создание общенациональной биографической фототеки. Проект, говорится на его сайте, призван внушить его участникам чувство личной причастности к истории Родины. Это возможность каждому из нас зафиксировать в истории лица, имена и судьбы наших родных и близких – в подавляющем большинстве «обычных» людей, которым, однако, наша страна обязана очень многим.

Участие в проекте позволит добавить недостающие штрихи в неофициальную – а значит, подлинную – историю страны.

Как правильно хранить старые фотографии

Наталья Смирнова, реставратор:

– Фотографиям комфортно в таких же условиях, как и человеку: не слишком жарко и не слишком холодно, с невысокой влажностью воздуха и без резких колебаний температуры. Это значит, что гаражи, подвалы и чердаки – самые неподходящие места для фотографий. Их опасным врагом может быть свет – фотографии тускнеют на свету, теряют свои краски.

Фотоальбомы лучше всего хранить в футлярах из высококачественной пластмассы. Так фотографии лучше сохранятся от воздействия атмосферных влияний. Однако этот способ больше всего подходит для длительного хранения.

Если же фотографии постоянно просматриваются, то лучше хранить их в фотоальбомах со вставными прозрачными страницами. Это удобно для просмотра, кроме того, поверхность фотографии не будут подвергаться механическому воздействию.

Уход за старинными фотоальбомами

Фотоальбомы, которым 50 лет и более, являются звеном, связывающим целое поколение семей, именно потому важно сохранить целую эпоху семейной истории. Такие альбомы лучше всего хранить в футлярах, о чем было сказано выше. Если альбомы повреждены и требуют некоторой реставрации, вам необходимо этим заняться, иначе они продолжат разрушаться. Что-то вы сможете сделать сами, а в некоторых случаях будет проще обратиться к специалисту.

Альбомы, которые не рекомендуются для использования

Они могут испортить ваши фотографии раньше времени и часто помочь им бывает уже очень сложно… Существует два типа таких альбомов:

1. Это альбомы со страницами на клеящей основе, их еще называют «магнитными» или «волшебными». В их основе лежит метод приклеивания фотографии под прозрачную пленку. Вроде бы легко и быстро… Но пленка имеет свойство желтеть и окрашивать соприкасающиеся с ней фотографии в желтые полосы, а еще она может затвердеть и приклеиться к снимкам.

2. Это альбом с кармашками из поливинилхлорида (PVC). Поливинилхлорид можно довольно легко распознать по запаху – это запах резины (как у занавесок для душа, резинового мяча). Вещество со временем выделяет химические компоненты, которые могут оставлять пятна на фотографии. И кроме того, фотографии могут приклеиваться к прозрачным кармашкам и вынуть фотографию становится очень сложно.

Несколько полезных советов

1. Старайтесь не подписывать фотографии с обратной стороны. Можно делать какие-то необходимые пометки рядом с фотографией. Во-первых, не придется фотографию вынимать каждый раз из альбома, чтобы прочесть написанное. А во-вторых, чернила могут реагировать с бумагой и проявляться на фотографии.

2. Для фиксации фотографий не используйте скотч и резиновый клей! Они разрушают фотографии и страницы фотоальбома.

3. Если в фотоальбоме имеются металлические кольца и крепления, постарайтесь чтобы не происходило контакта с фотографиями, так как металл со временем может заржаветь и ржавчина повредит фотографиям.

4. Правило всех реставраторов (прислушайтесь к нему): нежелательно браться руками за лицевую часть фотографии. На коже каждого человека присутствуют естественные масла и будут оставаться пятна, которые не добавят привлекательности глянцевому снимку.

5. И последний совет – старайтесь располагать фотографии в хронологическом порядке. Таким образом в вашем альбоме будет рассказана история вашей семьи, взаимоотношения и родственные связи.

DNG