Орбита для первоклассника

Выбирая школу, родители обращают внимание на ее репутацию и комфортность условий. Многие родители считают, что у ребенка должен быть максимально сильный старт, чтобы он сразу получил нужный багаж знаний в хорошей школе, а потом у него само собой получится встать в нужную учебную колею. Именно поэтому весной мамы и папы штурмуют самые престижные школы города.

С бассейном и высоким результатом ЕГЭ

Специалисты заявляют, что аналогия с ракетой, которую с огромными перегрузками сначала нужно вывести на околоземную орбиту, а дальше она будет двигаться с большой скоростью незначительными усилиями, здесь не работает. Ребенок не ракета, может и сломаться. Поэтому нужно обращать внимание, чтобы будущему ученику учеба была по силам.

– Мы сначала смотрели, по каким программам будут учить первоклассников, – говорит мама будущего ученика Инна Романова. – Их очень много, и с ходу понять, чем отличается развивающая программа по системе Занкова от «Школы-2100» или «Гармонии» – сложно. Каждый хвалит свою систему и ругает чужую. Потом начали искать хорошего учителя, но и здесь очень много субъективизма – кому-то нравится строгий учитель «старой закалки», кому-то по душе молодой педагог. Единственным более или менее объективным критерием являются баллы выпускников на ЕГЭ и обстановка внутри школы. Все-таки ребенок там будет проводить почти весь день на протяжении 10 лет. И ему там должно быть уютно.

По словам заместителя руководителя городского департамента по образованию Веры Вениковой, чаще родители стараются устроить ребенка в лицей или гимназию, оставляя вариант с обычной школой как запасной. «Люди выбирают хорошие условия для детей, – говорит она. – А если это еще и престижная школа, где хорошие педагоги, высокие баллы на ЕГЭ, то, конечно, родители предпочтут отдать ребенка именно в это учреждение».

Между тем, она отмечает, что дело не только в статусе школы, а в учителях. Конечно, лицеи и гимназии имеют более высокие показатели по результатам государственной итоговой аттестации. Стобалльники и выпускники, которые набирают большое количество баллов на ЕГЭ, как правило, учатся в лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов, но бывают и исключения. Например, когда дети учатся в простой школе № 78. Но там работают такие учителя, которыми может гордиться любой лицей.

Где маму с папой в люди вывели

Директора многих школ говорят, что к ним приходят учиться дети, а иногда и внуки их выпускников. Часто родители рассуждают так, что школа, в которой когда-то учились они сами, поможет и их детям выйти в люди.

– Престижность школы не всегда решает все, – говорит Ольга Сарычева. – Нередко бывает, что дети получают отличное образование в «непопулярных школах», непопулярность которых связана лишь с позицией руководства делать свое дело, не привлекая излишнего внимания. Например, я сама и мои дети учились в обычной школе и смогли без репетиторов поступить в вуз и получить высшее образование. Все дело в желании учиться.

По словам завуча школы № 62 Ирины Рыбиной, важное значение имеет выбор учителя. И здесь важны не титулы, опыт или возраст. «Постарайтесь присмотреться к предполагаемому педагогу со стороны вашего ребенка, – говорит она. – Насколько комфортно ему будет общаться, понимать этого специалиста. Например, мягкий стиль общения будет плюсом для застенчивого ребенка, а если ваш ребенок слишком активен, вы можете почувствовать, что ему нужен чуть более жесткий стиль преподавания».

Также важна программа, по которой будет учиться ребенок. К примеру, если первоклассник с внешней учебной мотивацией, который стремится «получать хорошие оценки», «радовать маму», хорошо впишется в так называемую традиционную систему обучения, построенную на четких алгоритмах и правилах, а в системе развивающего обучения «потеряется», поскольку она требует развитой внутренней мотивации, познавательного интереса. Ребенку с ярко выраженными творческими способностями, скорее всего, будет непросто в классической гимназии. Есть программы, учитывающие высокую потребность первоклашек в двигательной активности, есть программы, по которым легче, чем по другим, будет учиться медлительным детям. Обязательно поговорите с учителем о его программе, не поленитесь почитать дополнительную литературу на эту тему.

Поближе к дому

Педагоги считают, что школа должна быть рядом с домом, чтобы ребенок не тратил много сил на дорогу. И родителям будет проще отводить и встречать первоклассника, а когда он подрастет, то легко может сам ходить на уроки и возвращаться домой.

– По своему опыту знаю, что первыми устают родители, если школа расположена за несколько остановок от дома. А если она в другом районе или на другом конце города – это вообще караул, – говорит мама двоих школьников и по совместительству учитель начальной школы Татьяна Яковлева. – Родителям трудно забрать детей из школы вовремя, им труднее участвовать во внеклассной жизни школы. Представьте, что в субботний день вам нужно встать за час, чтобы отвести ребенка в школу, потому что они классом идут в кино. А через 40 минут – забрать. Куда легче, если дорога до школы занимает 5-10 минут.