Особый взгляд на жизнь

Как подготовить ребенка ко встрече с миром. На специализированном семинаре, прошедшем в Волжском гуманитарном институте, родителям и педагогам рассказали, как сделать жизнь детей с особенностями развития счастливой, интересной и наиболее полной. Лектором уникального мероприятия, посвященного применению ABA-терапии («Прикладной анализ поведения») для реабилитации детей и взрослых с аутизмом, выступила первый российский сертифицированный поведенческий аналитик международного уровня Екатерина Жесткова.

В перерыве между лекциями Екатерина Борисовна согласилась поделиться с читателями «ВП» советами о том, как распознать у ребенка аутизм и на чем должна строиться терапия.

– Екатерина Борисовна, по каким симптомам можно распознать расстройство?

– Наблюдая за поведением ребенка, можно отметить, что он не заинтересован в общении с людьми, при этом он может не разговаривать вообще, разговаривать плохо или в его речи могут быть особенности (ребенок может повторять слова собеседника, говорить фразы, которые не привязаны к ситуации), также у ребенка может быть очень ограничен круг интересов, интересы могут быть сосредоточены вокруг странных вещей, например, ребенок может часами кружиться. Если вы замечаете интересы, отличные от интересов его сверстников, это уже повод насторожиться.

– На какие еще особенности родителям следует обращать внимание?

– Яркий признак – отсутствие взгляда в глаза. То есть если ребенок не смотрит в глаза, не протягивает ручки к маме, не оживляется, когда к нему подходят, стремится уединиться или у него длительные тяжелые истерики – все это повод обратиться к специалисту по раннему развитию, чтобы исключить его нарушения. Опытный специалист может заметить симптомы, когда ребенку нет еще и года. И очень важно, что в этот момент можно начать реализацию обучающей программы с тем, чтобы преодолеть сложности на раннем этапе.

– Какие неудобства испытывают люди, страдающие этим расстройством?

– Сложностей может быть много. Дети могут бояться самых неожиданных вещей – лифта, эскалатора, пылесоса, могут иметь гиперчувствительность к обычным раздражителям, например, болезненно реагировать на на некоторые звуки или прикосновения.

– Взрослый человек с аутизмом может жить самостоятельно, без опеки?

– Принято говорить о расстройствах аутистического спектра, потому что проявления его могут быть очень различными. Люди могут находиться в тяжелейшем состоянии, когда они совершенно беспомощны, но есть и те, кто успешно работают, являются прекрасными специалистами в своей области, живут самостоятельной жизнью, полностью себя обеспечивают.

– Чем вызывается расстройство?

– На сегодняшний день в мире разрабатывается до 40 теорий, объясняющих причины возникновения этого заболевания, и ни одна из них до сих пор не получила подтверждения. Поэтому точно сказать, чем это состояние может быть вызвано, нельзя.

– Как часто особенным людям даются уникальные способности?

– Аутизм – это явление обширное, сложное, поэтому существуют разные версии. По одной из них, около 30-40% людей функционируют на уровне умственной отсталости, 10% – на уровне одаренности, гениальности, остальная группа людей в плане интеллекта функционирует на обычном уровне.

– На чем должна строиться терапия?

– На сегодняшний день единственное вмешательство, эффективность которого научно доказана, – это прикладной анализ поведения (АВА-терапия). Это методика психолого-педагогической коррекции, эффективность которой научно доказана. АВА-терапия может сочетаться с другими видами реабилитации.

– Можно ли полностью вылечить аутизм?

– Я могу говорить только в границах моей компетенции. В случае раннего интенсивного вмешательства при условии, что состояние ребенка позволяет это делать, по статистике до 40% детей включается в среду возрастной нормы, то есть можно адаптировать ребенка к тому, чтобы он посещал образовательные учреждения и вместе со сверстниками проходил школьную программу, общался с ними, принимал участие в жизни класса.

– Какие советы вы бы дали родителям детей, страдающих аутизмом?

– Сейчас очень много литературы, обучающих семинаров, вебинаров и есть много возможностей получить информацию о том, как можно помочь ребенку. Важно отметить, что от того, как ведут себя родители, как они общаются с ребенком, во многом зависит успех реабилитации. Если ребенку поставлен диагноз, не нужно опускать руки, отчаиваться, помните, что будущее вашего ребенка в огромной степени зависит от вас.