Помочь первокласснику настроиться на учебу

Конец августа традиционно заставляет задуматься о приближающемся учебном годе.

Помимо приобретения портфелей, тетрадей, ручек и прочих необходимых школьнику вещей, перед родителями встает вопрос: как подготовить ребенка к новому этапу в жизни. Как сделать так, чтобы период знакомства со школой прошел максимально гладко, рассказывает психолог Кировского центра социального обслуживания населения Ирина Ковальчук.

Не пугайте школой

– Поступление в школу и первый год обучения – очень сложный, переломный момент в жизни ребенка, – объясняет она. – Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Ему предстоит войти в новый коллектив детей и взрослых, установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины.

Первые 2-3 месяца после начала обучения – самые сложные, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Но именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе. Поэтому от поведения родителей зависит, как быстро и успешно он адаптируется и настроится на обучение. В этот период важно помочь первокласснику вжиться в позицию школьника и ни в коем случае не пугать сложностями предстоящей учебы.

Капризы от усталости

– Не стоит недооценивать трудностей физиологической адаптации первоклассников, – говорит психолог. – Многие дети жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания; проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность, «плохое» поведение. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. В это время важно проявить терпение, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его физически, а просто разговаривать с ним в спокойном тоне.

Также уделяйте больше внимания своему ребенку. Поощрение, одобрение, радость от его присутствия очень важны ребенку. И еще, как ни странно, – просто констатация факта, что родители тебя видят. Например, дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом спрашивает: «Что, «Репку» читаешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: «Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках книга. Я рада, что ты у меня есть. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе».

После парты хорошо и побегать

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранить физическое и психическое равновесие. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть можно на воздухе, в активных играх, в движении, если у ребенка есть желание. Уроки лучше делать в середине дня. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Выспавшись, ваш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.

– С приходом в школу у детей сильно сокращается двигательная активность, – говорит Ирина Ковальчук. – А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост, и развитие. И к этому нужно быть готовым. Поэтому, если ребенок рвется на улицу побегать во дворе, не запрещайте.

Стесняюсь сказать…

Период поступления в школу можно считать рождением социального «Я» ребенка. Одной из особенностей является повышенная восприимчивость к оценке его действий и достижений как в учебе, так и в остальных сферах. Например, цепь каких-либо неудач может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности.

– Родителям важно замечать даже небольшие успехи, оценивать не ребенка, а его поступки, обсуждая неудачи, отмечать, что это временно, поддерживать и помогать в преодолении различных трудностей, – советует психолог. – У многих детей существуют трудности с преодолением стеснения, если они хотят задать вопрос учителю. Объясните, что учитель заинтересован в том, чтобы его ученики все поняли, и с радостью ответит на вопрос. Пусть ваш ребенок потренируется задавать вопросы дома, с вами или другими людьми.

Расскажите, как вы сами поступали в первый класс, какие трудности испытывали. Сделайте акцент на том, как вы их преодолели, пообещайте ребенку, что он тоже со всем справится и вы ему в этом поможете.