Прогулка отменяется?

У некоторых малышей в возрасте от двух до пяти лет встречается такая проблема – они не любят одеваться. Категорически, с криком, слезами и попытками побега от озадаченных родителей. Выход на прогулку, походы в гости, к врачу – сплошная головная боль для пап и мам. Что же делать, если надевание колготок или кофточки превращается в пытку, а натянуть свитер через голову – вообще невыполнимая миссия?

Сборы по будильнику

Специалисты считают, что дело не в одевании как таковом, а в «кризисе самостоятельности» ребенка.

– Проблемка вроде бы небольшая, но измотала нас совсем, – делится мама трехлетнего Игоря Ольга Полетаева. – Сын не хочет ни одеваться, ни раздеваться. Заставить его куда-то собраться практически невозможно, даже в парк на качели или к любимой бабушке не торопится одеваться. Про садик даже вспоминать не хочу. По утрам ловим его всей семьей, а потом папа держит, а я в это время натягиваю на него вещи. Так он ведет себя не только дома, но и в саду. Бегает по раздевалке, прыгает по лавочкам, кидает все. Не смущает его даже то, что все ребята идут гулять, а он остается с нянечкой в группе».

– Упрямство и даже агрессия у детей дошкольного возраста могут возникать из-за того, что они пытаются выстроить свои отношения с внешним миром, – говорит воспитатель детского ада № 368 Светлана Яворская. – Маленький человек хочет почувствовать, что он может что-то сделать сам как ему хочется. И это естественно. А родители, по его мнению, не дают такую возможность. Вот ребенок и не слушается, плачет по разным поводам. Ругать его за это не нужно, не помогают и ультиматумы. Гораздо эффективнее действовать через игру или состязание.

Она рассказала, как справляется с такими «неодевашками» в своей группе. Можно завести будильник на пять минут и устроить соревнование: кто быстрее оденется до звонка будильника. Или затеять спор: кто скорее будет готов к выходу, тот получит приз. Если ребенок забывчив и долго думает, что надеть, нарисуйте или распечатайте картинки, на которых изображена цепочка одежды в порядке надевания: носки-штаны-рубашка или колготки-маечка-юбка-кофта.

Разделение труда

Психологи сходятся во мнении, что не стоит декларативно объявлять ребенку: «А сейчас мы будем одеваться!» – и угрожающе надвигаться на него с ворохом вещей. Это может его испугать и все испортить. Наоборот, лучше начать одевать малыша незаметно, между делом, когда он, например, поглощен игрой или разглядыванием картинок в книжке.

– Заранее продумайте стратегию сборов: подготовьте все вещи, определите порядок, что надеть вначале, что потом, а что в последнюю очередь, – прокомментировала психолог Волгоградского кризисно-конфликтного центра Ирина Лаврова. – Не самая лучшая ситуация, если вы, например, утром торопитесь на работу, а ребенок, как вам кажется, одевается слишком медленно. Вы подгоняете его, сердитесь, и получается только хуже… В таком случае пересмотрите режим дня и начните собираться еще раньше.

Будет полезно и «разделение труда» – какие-то предметы одежды надеваете вы, а какие-то – сам ребенок. Объясните малышу, что он помогает вам, и ему это будет приятно и радостно. Если вам удастся заинтересовать его, то проблема почти решена.

Увлечь процессом одевания

Мама трехлетних двойняшек Алиса Хромова рассказала, как она одевает своих непосед. Когда мальчишки разбегаются от нее в разные стороны, не желая натягивать колготки, она предлагает им поиграть в игру «Ку-ку».

– Я подсмотрела, как одевает своего внука знакомая бабушка. В игре, приговаривая забавные стихотворения, она так забалтывает своего внука, что он без всяких капризов натягивает и штанины, и рукава, – рассказывает Алиса. – И я решила взять метод себе на вооружение. Прячусь за детской майкой и подглядывая в горловину за ребенком, говорю «Ку-ку! А я здесь!». Малыш захочет взглянуть на ваше прячущееся лицо и подойдет. В этот момент я быстро надеваю на него майку. Дома мы играем в догонялки с условием: «Кого поймаю, тому надеваю колготки». С двойняшками можно поиграть в «зеркало». Попросить их повторять действия в точности за вами. Вы надеваете носки, и дети носки. Вы – брюки, и они брюки. Вы натягиваете свитер, и они – свитер.

Одевая ребенка, можно поиграть с ним в прятки. Заглядывая в пустые рукава свитера, спросите: «Где же наши ручки? Нет их нигде…». Малыш просунет руки: «Вот они наши ручки! Здравствуйте ручки. Мы очень рады вас видеть!» Затем также наденьте штанишки.

Где тут синяя полоска?

Попутно обучайте малыша: «Вот мы обули правую ножку, а теперь обуем левую ножку», «Вот один рукав курточки запрыгнул на правую ручку, а теперь другой скользнул на левую!», «Правую варежку оденем на правую ручку, левую варежку – на левую». Одевая перчатки, называйте пальчики, распределяя их по своим «домикам»: большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик.

Называйте цвета одежды: «Сейчас мы будем надевать синюю кофточку и белые колготки», «Какая красивая розовая куртка у тебя! Давай-ка скорее ее наденем». «Смотри, какие полоски на этом свитере. Где красная полоска? А где синяя?» – пока ребенок ищет нужную полоску, вы сможете быстро застегнуть пуговицы или одеть что-то еще.

Конечно, все эти хитрости не исправят ситуацию моментально, но воспользовавшись ими, родители наверняка облегчат себе жизнь.