Русскому сарафану все возрасты покорны

Когда кондиционеров в помине не было, наши предки хорошо продумали, как спастись от летнего зноя. Исконный русский костюм удобен, дышит, прост в шитье и… красит женщину любой комплекции, рассказывает Элина Глушкова, руководитель волгоградского «Сарафанного клуба».

Любительницы народного рукоделия сейчас, в 21 веке, в своем гардеробе используют элементы старинного дизайна.

В клуб ходят и девочки двадцатилетние, и дамы за семьдесят. Причем это женщины разных национальностей. Татарки мирно рукодельничают вместе с русскими подругами. Творят с большим увлечением. Кроме сарафанов, шьют женские рубахи по старинным технологиям, поясные сумочки, поневы, кафтаны, головные уборы.

– Сарафан носили только с рубахой, потому сейчас в двуслойном наряде будет жарковато. А вот городская пара для нашего жгучего лета подойдет в самый раз: прямая или пышная юбочка цветастая ситцевая, блузочка типа русской рубахи батистовая из шитья, она легчайшая, – говорит Глушкова.

Фанатки русской одежды охотятся за тканями, в составе которых исключительно натуральные волокна – хлопок, лен, шерсть, шелк. Знают наперечет волгоградские магазины, где можно найти материи немарких аутентичных расцветок, узоры цветочные, горошком, огурцами, с имитацией кубовой ручной набойки. Кроить и шить русскую одежду – одно удовольствие. Архаичный фасон максимально прост – прямой или расклешенный.

– Сарафан косоклинный всех стройнит: плечики, как у павы, а если есть что лишнее на пузике и попе, того не видно, – посмеивается Элина Юрьевна.

Самый смак наступает, когда начинается отделка вещи тесьмой, лентами, вышивкой, бусами. Вот почему, несмотря на примитивность конструкции, двух одинаковых моделей нет и быть не может.

Русская гладь, вышивка набором, расширенным тамбуром, мелкой тверской строчкой, стебельчатым швом — названия звучат как стихи. Да и сами изделия получаются как из русской сказки. Глушкова владеет филигранными техниками, благодаря которым одежда напоминает драгоценность – дорогая ткань типа бархата покрыта бисером, декоративным шнуром, самоцветами, жемчугом, золотой канителью. Царский вид!

Элина Глушкова по образованию архитектор. Со студенческих лет увлекалась этникой. В ее личном архиве собран огромный материал по русскому костюму. Это целый мир. В узорах, орнаментах скрыты тайные смыслы, часто это защитные обереги.

– Что для вас шитье этнического русского исконного костюма? Историческая реконструкция, произведение портновского искусства? Или одежда для жизни? – осторожно спрашиваю Элину Глушкову, – Ну, согласитесь, в троллейбусе юная девица в бабушкином сарафане будет выглядеть, по меньшей мере, странно.

– Почему же? Элементы этого стиля очень даже актуальны, – ничуть не обижается моя собеседница. – Я, например, ношу юбку, сшитую по мотивам салтыковской поневы, а к ней навершник.

– Что-что?

– Прямая юбка на веревочке – понева. Она массивная, поэтому никакая резинка не выдерживает. А то, что сверху надевается – навершник, т. е. жакет типа легкого пальто, отделан льняной тесьмой трех видов, – терпеливо объясняет Элина Юрьевна. – И сарафаны носим, и платки. Сейчас жарковато, надеваю желто-красную цветастую юбку из сатина с кружевом. Но самое главное, получаю несказанное удовольствие от процесса воссоздания этой веками отточенной технологии. Почему меня крепко зацепила русская тема? Я давно перестала искать ответ на этот вопрос. Просто нравится до мурашек, шью, ношу, и мне от этого хорошо. И окружающим интересно. Это мое уважение к своей истории и к самой себе. Корни, которые привязывают к родной земле.

Фото архив Элины Глушковой

DNG