С какими трудностями сталкиваются приемные родители

Волгоградцы стали активнее брать детишек из детских домов. Порядка 90% от общего числа детей-сирот воспитываются в волгоградских семьях усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей. Но это не значит, что родители не испытывают никаких проблем в воспитании ребенка.


Трудностей в воспитании приемного ребенка немало, помогает семьям теоретическая подготовка, которую они проходят перед этим ответственным шагом в школе принимающих родителей. Но иногда на практике все оказывается гораздо сложнее.

Одно дело знать, другое – прожить

В прошлом году более 800 жителей Волгоградской области, желающих принять в свою семью ребенка, прошли обучение в школах принимающих родителей. Половина из них обучались на базе волгоградского ППМС-центра.

– Эта школа позволяет кандидату определиться, сможет ли он воспитать ребенка, принять его со всеми проблемами, разочарованиями, с тем опытом, зачастую негативным, который у него уже имеется за плечами, – говорит директор Волгоградского областного центра психолого-медико-социального сопровождения Наталья Судакова. – Школа помогает родителям понять свою мотивацию – для чего они делают этот шаг. Многие объясняют это желанием помочь малышу, но не все отдают себе отчет, что за этим альтруизмом стоит колоссальный труд, это не разовая помощь ребенку из детского дома.

На занятиях кандидаты в приемные родители разбирают самые типичные проблемы, проигрывают все ситуации, они в курсе всех этапов, которые пройдет их семья, пока они найдут друг к другу правильный подход, начнут доверять. Но одно дело знать, а другое – прожить.

Конечно, в дальнейшем тем семьям, которые столкнутся с трудностями, специалисты центра оказывают помощь, сопровождение. На выручку приходит и клуб приемных родителей, участники которого делятся своими трудностями и успехами, поддерживают по-человечески друг друга. Ведь понять приемного родителя в полной мере может только тот, кто сам прошел эту жизненную школу.

Индикатор родительского настроения

У Ольги Колесниковой есть 11-летний сын. С мужем они недавно задумались о том, что могли бы взять приемного ребенка. Даже прошли специальные курсы. «Сами мы готовы, но не знаем, как сложатся отношения у нашего сына с приемным, – говорит Ольга. – Нам говорили специалисты, что кровные дети, как бы они сами ни относились к приемным, все равно займут позицию родителей".

Если родитель настроен на то, что приемный ребенок будет жить в семье, то дети рано или поздно примут эту позицию. Если же родители колеблются или начинают себя неправильно вести по отношению к приемным детям, то, конечно, кровные дети повторяют и выявляют это как индикатор.

– Нам рекомендовали брать приемного ребенка младше своего, чтобы установилась естественная иерархия. Безусловно, готовим сына к этому событию, вместе обсуждаем, как помочь адаптироваться «новичку», обсуждаем правила и традиции семьи, ведь их предстоит объяснить новому ее члену, – продолжает Ольга.

Конечно, конфликты и напряжение практически неизбежны, особенно в период адаптации. Здесь от родителей потребуется максимум терпения и объективности. Очень важно при разрешении трудных ситуаций опираться не на сиюминутные эмоции, а апеллировать к правилам, единым для всех. Например, если в семье нельзя без спроса брать чужие вещи, то нельзя это и родным детям, и приемным, если нельзя бить братьев и сестер, то это правило тоже распространяется на всех.

Учить и детей, и родителей

Обычно семейная идиллия заканчивается примерно через год после усыновления ребенка. Часто приемные родители отмечают, что ребенок, который еще совсем недавно был милым и покладистым, показывает свое настоящее лицо. Закатывает истерики, скандалы, оскорбляет приемных родителей, дерется, ворует деньги и ценные вещи, не слушает родительских советов и даже приказов. И это далеко не полный перечень возможных детских «злодеяний».

Через этот сложный период проходят практически все семьи, которые решились на усыновление малыша из детского дома.

– В таких ситуациях нет универсального рецепта, – говорит Наталья Судакова. – Как действовать родителям в каждом конкретном случае, подскажет психолог, который готов прийти на помощи и сопровождать семью, лишь бы она не распалась.

Конечно, сами приемные родители имеют ряд стереотипов, считая, что приемный ребенок будет вести себя так, как их родной. Но зачастую проблема и в ребенке тоже – он еще не умеет жить в новом для него мире с родителями, сознательно пытается вызвать у них отвращение к себе. Это объясняется тем, что на подсознательном уровне у маленького детдомовца прочно засело: «Меня бросили, потому что я плохой! Меня все будут бросать!»

Преодолеть этот барьер возможно с помощью подготовки ребенка к жизни в семье. С недавнего времени многих ребят из детских домов учат этому, объясняют, что их жизнь может измениться. Даже если для ребенка не найдется приемная семья, то новые знания и умения помогут ему для самостоятельной жизни, для создания своей собственной семьи.

А правда, что ты не моя мама?

Один из трудных вопросов приемных родителей – говорить ли ребенку, что он не родной? Если да, то в каком возрасте и как?

Специалисты сходятся во мнении, что лучше сказать ребенку правду. Психологическая травма от внезапно открывшейся перед ребенком лжи такого рода всегда очень глубокая и часто портит отношения навсегда. Риск же раскрытия семейной тайны есть всегда, как бы ни старались родители утаить прошлое.

При этом правда о происхождении ребенка, поданная правильным образом, практически не травмирует. Лучший момент для такого разговора наступает тогда, когда ребенок впервые начинает интересоваться вопросом, «откуда берутся дети». Тогда и стоит рассказать о том, что иногда ребенок рождается у одних родителей, а воспитывают его по разным причинам другие. Подрастая, ребенок будет задавать уточняющие вопросы, на которые тоже стоит давать прямые и честные ответы конечно же понятным для ребенка языком.