Современные дети выбирают "стрелялки" и "войнушки"

Какую игру ни возьми – везде у мальчиков сражения, стрельба, воинственные выкрики и выяснение, кто ранен, а кто уничтожен. Родителей часто волнует вопрос – может ли увлеченность военными играми зайти слишком далеко, а игрушечные танки и автоматы воспитать жестокость в детях. Попробуем разобраться.

Милитари-увлечение

Каждое утро в детском саду бабушка 5-летнего Егора проводит разоружение внука. Мальчишка увлечен пистолетами, танками и солдатами. Этого добра у него всегда полные карманы. Но в детский сад игрушечное оружие приносить запрещено, поэтому Егор складывает свой арсенал в бабушкин пакет.

– Придется снова делать «пистик» из конструктора, – бурчит он.

Воспитатели признаются, что мальчишки находчивы. И в своих воинственных играх могут «стрелять» из чего угодно – хоть из пальца.

– Как запретить мальчишкам играть в войнушку? – недоумевает мама семилетнего Артема Яна Бурлаченко. – Игра развивает двигательную активность и ловкость. Нельзя же все время только собирать конструктор и катать машинки? К тому же для них это важный элемент дружбы. Они объединяются в команду, учатся кооперироваться и играть по правилам, стремятся добром победить зло.

Военные игры занимают детей на протяжении многих веков. Заинтересоваться оружием ребенок может и без подачи родителей. Даже если вы против любого оружия и ни при каких обстоятельствах не купите своему сыну пластмассовое ружье или пистолет, не исключено, что он сам склеит себе оружие из бумаги и будет изображать или ковбоя, или супермена.

Семейный психолог Вероника Даниленко считает, что отказывать мальчишкам в игрушечном оружии и военных играх не нужно. Но при этом необходимо следить за детскими играми. «В агрессивных играх дети избавляются от нервного напряжения, которое может возникать из-за чего угодно – родительских скандалов, неуспехов в учебе, – отмечает она. – И когда мальчишка дерется, кричит и стреляет, с одной стороны, это напряжение выходит. Но с другой стороны, игра не должна превращаться в жестокость».

Именно поэтому специалист не советует вооружать мальчишек игрушечным оружием с ног до головы. Если покупаете пистолет или автомат, выбирайте такой, который не является точной копией настоящего. Он должен выглядеть, как игрушка – яркий, мигающий. Но лучше, если дети сами смастерят мечи из лего, картона, пенопласта.

Пленных злодеев перевоспитают

Бывает, что дети заигрываются, и игра уже напоминает настоящую войну, а воображаемые сражения выливаются в слезы, синяки и потасовки. И там, где стирается граница между выдумкой и реальностью, необходимо вмешательство взрослых.

– Взрослый может стать одним из участников игры и напомнить воюющим кланам о том, что нельзя обижать слабых и беззащитных, – говорит Вероника Даниленко. – Напомните о правилах игры, что герои не уничтожают злодеев, а берут в плен и перевоспитывают, назначьте кого-то из воинов санитаром, который помогает раненым.

Она отмечает, что взрослые должны научить ребенка тому, что если ему перестает нравиться ход игры, он не хочет играть злодея или чувствует несправедливость, он может крикнуть «стоп-игра», и тогда все должны остановиться и разобраться.

Но чаще всего дети очень легко переключаются с игровой фантазии на реальность: одна секунда – и он уже не воин, а снова Егор.

По мнению многодетного папы Валерия Малхова, маленькие дети не понимают опасность оружия. Поэтому стоит лишний раз напомнить им о том, что даже игрушечные пистолеты нельзя направлять на людей, особенно если они не участвуют в вашей игре. «Это понятно взрослым, но ребенку нужно проговорить вслух, почему другим людям это может быть неприятно, – говорит он. – Хорошей иллюстрацией к такому разговору может стать рассказ Николая Носова «Саша», где мальчик накрепко усваивает урок, почему нельзя пугать своим оружием прохожих. Воспитывайте серьезное отношение к оружию, когда даже незаряженное ружье воспринимается как заряженное. Говоря о войне, читая книги, важно рассказывать не только о подвигах и победах, но и об обратной ее стороне: о блокаде и недостатке продуктов и лекарств, о том, как дети оставались без родителей, о трудностях солдатского быта».

DNG