Такие непохожие братья и сестры

Как воспитывать «смешинок», «хнык», «ураганов». Все это – о темпераменте. Так часто бывает, что в семье растут двое детей, которые внешне очень похожи друг на друга. Но на этом их сходство и заканчивается. И родители, которым поначалу кажется, что они вполне опытны, терпят поражение. Методы, которые успешно работали с первенцем, вдруг перестают действовать при воспитании второго ребенка.

Просто у них разный темперамент

Исследования показывают: в том, что касается характера, схожесть родных братьев и сестер составляет лишь 20%. Остальные 80% – уникальные черты, и чем раньше родители это признают и примут, тем проще им будет относиться к разнице между детьми.
«Я им всем читала одни и те же книжки, ко всем одинаково относилась, всем дала одинаковую возможность для образования. Но почему одна из моих девочек так отличается от своих сестер? – задается вопросом мама троих дочерей Валентина Кречетова. – Если старшие дочки учатся в школе легко, играючи, не прилагая к этому абсолютно никаких усилий и получая свои законные "четверки" и "пятерки", то младшая постоянно нуждается в помощи. На домашние задания у нее уходит гораздо больше времени, чем у старших дочек. У нее тоже хорошие оценки, но я то знаю, какова их цена!»

– Даже близнецы с самого рождения могут вести себя по-разному, хотя имеют одинаковые гены и воспитываются в одной семье, – считает социальный педагог Мария Панова. – Причина этого явления – разный темперамент. Темперамент, как и цвет глаз, дается нам от рождения, его черты мы наследуем от родителей. Поэтому первая родительская задача – научиться «сотрудничать» с темпераментом ребенка. В жизни темперамент в чистом виде встречается редко. Чаще же мы наблюдаем смешение черт и соответственно образование промежуточных типов. Но даже в этом случае наиболее яркие черты все равно будут уловимы. Именно на них и стоит обращать внимание при выборе стратегии эффективного взаимодействия с ребенком.

Доверяй, но проверяй

Ребенок-сангвиник – это дружелюбный, общительный и жизнерадостный ребенок. Он покладист и рассудителен, открыт и разговорчив. Обожает все новое: лица, места, впечатления. Не боится трудностей и легко переживает неудачи. Хорошо приспосабливается к непривычной обстановке. Любознателен, легко усваивает новую информацию. Быстро переключается с одного дела на другое, способен выполнять несколько дел одновременно. Он активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Но если ему скучно, то тут же становится вялым.

Основной принцип воспитания – «доверяй, но проверяй». Милый сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому обязательно проконтролируйте, сдержал ли он свое обещание. Обращайте особое внимание на качество деятельности, не допускайте поверхностного выполнения заданий. Приучайте доводить начатое дело до конца. Хвалите только заслуженно, так как сангвиник склонен к зазнайству. Формируйте устойчивые привязанности, интересы. Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником легкомыслия и непостоянства.

Ни минуты покоя

Ребенок-холерик часто приносит родителям бесконечные хлопоты. «Покой нам только снится!» – говорят родители таких деток. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Новую информацию он усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы.

Основной принцип родителей холерика – «ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте кипящую энергию ребенка на полезные дела. Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело. В связи с повышенной чувствительностью обращайтесь с ребенком мягко. Холерик лучше реагирует на спокойное, тактичное требование, а не на уговоры. Целенаправленно воспитывайте усидчивость. Помните, что ребенку-холерику очень важно знать, что к его мнению прислушиваются.

Никаких соревнований!

Ребенок-меланхолик – это мягкий и послушный кроха. Он застенчив, робок и очень обидчив, а нерешительность – одно из основных свойств его натуры. Расстраивается из-за любой мелочи, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь не каприз. Всего боится, особенно незнакомых людей и новой обстановки. Склонен зацикливаться на неудачах, болезненно реагирует на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию.

Основной родительский принцип – «не навреди». Считайтесь с ранимостью психики ребенка – не кричите и не давите на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом. Чаще хвалите и не скупитесь на проявление искренних слов. Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях, не обзывайте его – это провоцирует развитие серьезных комплексов. Чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь, гладьте его. Помните о быстрой утомляемости, не перегружайте его развивающими заданиями, длительными играми или поездками, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Старайтесь избегать любых ситуаций соревнования.

Останавливающие время

Ребенок-флегматик по упрямству превосходит всех, а дома его любя называют копушей. Он всегда невозмутим и спокоен. Рядом с этим никуда не спешащим малышом кажется, что время остановилось или его попросту не существует. У него замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. Он все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия к достижению цели. Свои решения не меняет, а если их надо отстоять, то он проявит максимум упрямства.

Основной родительский принцип – «не торопи». Помните о том, что этот малыш не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело. Не требуйте от своего ребенка высоких скоростей. Учите ребенка рационально распределять время. Не давите на него, под давлением со стороны взрослых он лишь становится еще неповоротливее и пассивнее. Не называйте ребенка копушей, особенно при других людях. Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении. Развивайте интерес к движениям, для этого играйте с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощряйте, когда он соблюдает правила игры. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы. Целенаправленно развивайте у ребенка навыки общения.