В регионе разработаны рекомендации по профилактике жестокого обращения с детьми

В этом году потерпевшими по уголовным делам насильственного характера были признаны 120 детей, в прошлом – порядка 280. За 6 месяцев текущего года от разных видов преступных посягательств в области погибли 10 детей. Семь из них – в результате преступных действий членов своей семьи.

Если говорить о жестоком обращении с детьми, то его проявляют в большинстве случаев не воспитатели детских учреждений, а кровные родители. Как правило, это происходит в социально уязвимых семьях либо неблагополучных. Как выявить такую семью и чем ей помочь, рассказывает врач-методист Волгоградского областного центра медицинской профилактики Нина Ларченко.


С чего начинается доверие к миру

– Объясните, почему родители проявляют жестокость к собственным детям?

– Потому что сами так воспитаны. У нас дать подзатыльник, оскорбить ребенка, унизить его достоинство – это в порядке вещей. И этот ребенок, когда он выходит во взрослую жизнь, он все то, что взял из своей семьи, переносит в семью, которую создаст сам. Поэтому именно родителей нужно учить неагрессивному родительству. Пример сегодняшнего дня. Идет бабушка с маленькой внучкой. Девочка загляделась и чуть не упала в открытый колодезный люк. Какова реакция бабушки – она хватает внучку, отшвыривает ее, шлепает. За что? За то, что сама не усмотрела? Получается, что мы срываемся на тех, кто слабее, – мужчина на женщину, женщина на ребенка. В ответ на такую жестокость дети говорят матерям – «я не просил, чтобы ты меня родила».

– Многие взрослые с удивлением узнают, что главный воспитательный инструмент – шлепки по попе, оказывается, вне закона. Какие еще виды жестокости применяют родители к своим детям, не подозревая, что это агрессивное родительство?

– Крик на ребенка, оскорбление – это тоже жестокость, психологическая. Мы не осознаем этого, выражая свое негодование поступком ребенка. Но дело в том, что ребенок привыкает жить по этим нормам, далее сам пытается посредством жестокости самоутвердиться, устраивая травлю, дискриминацию одноклассников. Это первый сигнал для специалистов – что как раз дети, которых часто обижали в семье, проявляют такое поведение. Каждый третий родитель из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, также обращается со своими собственными детьми. Последствия психического насилия определяются возрастом ребенка, на котором он подвергся неблагоприятному воздействию. Например, при недостатке внимания, заботы и любви, даже в случае полного удовлетворения других потребностей, в первый год жизни у ребенка не формируется доверие к окружающему миру, и он воспринимает его как враждебный и ненадежный.

Сигнал от обывателя

– Вы разработали рекомендации для педагогов, психологов, медиков, которые работают с детьми по жестокому обращению. В чем они заключаются?

– Это методический материал, в котором рассматриваются различные виды насилия, физические и психологические признаки этих видов насилия, а также профилактические мероприятия, которые должен знать педагогический работник. Но борьба с жестокостью – это не только рекомендации, но и практическая помощь. Для предотвращения насилия над детьми необходима слаженная работа различных организаций. Эта работа должна быть направлена на поддержку родителей, на обучение их навыкам ухода за ребенком и на воспитание детей. В работе по предотвращению насилия над детьми должны принимать участие медицинские работники, педагогические работники, психологи, соцработники, правозащитные организации, молодежные организации, и действовать они должны слаженно. И самое важное – к этой проблеме нужно подключать обывателей, которые будут сообщать о фактах жестокости.

– Достаточно трудно понять, когда за стеной плачет ребенок, есть ли там факт жестокого обращения или малыш просто болен или чем-то расстроен?

– Если есть жестокость, то кричит не только ребенок, но и родители. Соседи знают, кто живет у них за стеной, они видят детей. Если родители злоупотребляют алкоголем, дети голодные и в грязной одежде, в синяках, то мимо таких фактов нельзя проходить равнодушно. Это же относится и к педагогам. Если ребенок приходит в школу весь в синяках, неужели учитель этого не заметит? Заметит. Когда начинает спрашивать, ребенок говорит, что ударился или получил синяк на улице. Зачастую ему стыдно признаться, что его побили дома, ему жалко своих родителей, ему кажется, что это предательство, и ребенок начинает их покрывать. Я не за то, чтобы отнимали детей из семьи (сама по себе эта процедура – жестокость к детям), я за то, чтобы перевоспитывать родителей.

– Вы говорите, что нужно учить родителей? Чему и как?

– Начиная с подготовки к родам, женщине нужно говорить, насколько хрупкий плод своей любви она получит в руки. Она должна знать, как развивается ребенок, какие проблемы с ним могут возникнуть. Ведь зачастую, когда молодая мама приходит домой, она не знает, что делать с малышом. Ребенок плачет – почему? Что-то болит, переел или не доел. Он не говорит, он все выражает через плач. Мама сначала его успокаивает, потом начинает раздражаться и качать с ожесточением. И это уже жестокость по отношению к ребенку – от такой тряски может возникнуть сотрясение головного мозга. Дальше больше. Если человек один-два раза проявил жестокость, он привыкает к этому. Чтобы этой жестокости не было, маму нужно учить. Она должна знать не только как развивается ребенок, но и какие у него есть потребности в разные годы жизни. Его нужно не только накормить, одеть и обуть, но и правильно воспитывать, защищать от опасностей окружающего мира.

DNG