«Котлета», поедающая «Ниву»

Волгоградский гонщик собрал чудо-вездеход из трактора, «Лэнд Крузера» и «Мерседеса»

В трофи-рейдах непреодолимых препятствий не существует, особенно для машин класса «ТР-3», в народе именуемых «котлетами». Гастрономическое название этим транспортным средствам вполне подходит: они буквально нафаршированы различными ингредиентами. А вот слово «автомобиль» в их адрес почти неприменимо, ведь «котлеты» скорее являются прототипами, сколоченными из запчастей самого разного происхождения. В Волгограде таких «сверхпроходимцев», которым не страшны ни грязь, ни болота, ни леса, на данный момент всего два. С одной из «котлет» корреспонденту «СПОРТ-ТАЙМ» Адилю ЗОДОРОВУ и фотографу Кириллу БРАГЕ удалось познакомиться поближе.

Рецепт полного «фарша»

Владелец этой необычной конструкции Сергей Теняков в автоспорте уже пятый год. Первые два ездил штурманом, затем переквалифицировался в пилота. Машина, а вернее ее каркас, достался Сергею от приятеля. На вопрос, что за авто это было изначально, гонщик отвечает с ухмылкой.

– Никакое это не авто, кузов сварен из труб и алюминиевых панелей! – рассказывает Сергей. – Вполне обычная практика для трофи-рейдовых машин. Кто-то распиливает болгаркой внедорожники, кто-то сам варит кузов. А вот начинка – от самых разных машин.

«Котлета» представляет собой настоящий интернационал. Под капотом – дизельный двигатель KZ от Land Cruiser Prado. Больше в передней части машины почти ничего и нет – как признается гонщик, моторный отсек и без того пришлось расширять, поскольку там попросту не хватало места для трехлитрового «японца».

Вентилятор (кстати, от трактора) и аккумулятор расположены сзади, за кабиной. Там же 90-литровый бак от «Мерседеса». Мосты же у этого вездехода отечественные, от УАЗа, но порядком усиленные! Колеса – фирмы «Booger» – такие нередко можно встретить на шведах Volvo. –

Выбираем все покрепче и понадежнее, чтобы справлялось с экстремальными условиями гонок. Здесь важно учитывать каждую деталь, – подчеркивает Теняков. – Без мощного двигателя эта машина не сможет заехать на крутой подъем. Без хороших колес и со слабой подвеской не выберется из грязи. Поэтому после установки каждой запчасти ее необходимо проверять в деле.

Нет ничего важнее мелочей

Собрал Сергей «котлету» вместе с отцом-автослесарем, поэтому вездеход смело можно назвать их семейным детищем. Вся работа заняла примерно полгода, хотя, как признается Теняков, можно проделать аналогичную и за месяц.

Тормозят процесс две традиционные издержки – время и деньги. Вторая даже в большей степени, ведь в совокупности комплектующие стоят порядка 400–500 тыс. – удовольствие, мягко говоря, недешевое.

При этом мелочей в трофи-рейдах в принципе не существует. Глядя на «котлету» Сергея Тенякова, можно не раз задаться вопросом, для чего нужна та или иная деталь.

Например, что это за лямки, прицепленные к заднему мосту? Получаем ответ: они призваны не допустить вылета пружин амортизаторов. А труба, служащая чем-то вроде боковой юбки, в районе заднего колеса слегка изогнута. Похоже на декоративный ход, на деле же это сделано из практических соображений.

– Во-первых, это спасает покрышку от порезов, – объясняет Сергей Теняков. – Мы же частенько валим небольшие деревья, и этот откос, по сути, защищает заднее колесо. Во-вторых, с его помощью можно легко развернуться вокруг большого дерева.

Лебедки на «котлете» Сергея две – спереди и сзади. Многие предпочитают ограничиваться одной, но Теняков уверен: задняя тоже может пригодиться. Пару раз она действительно вытаскивала его экипаж из сложнейших ситуаций.

Поэтому пилот не жалеет о своем решении, и его не смущает даже тот факт, что любой дополнительный кусок металла делает машину тяжелее, тогда как в трофи-рейде лишний вес почти так же страшен, как в бодибилдинге.

Масса его «котлеты» порядка полутора тонн, несмотря на то что кузов состоит преимущественно из алюминия и пластика.

– Сделать более легкий прототип сложно, – утверждает Сергей. – У меня одни колеса весят 184 кило! Говорят, что лучше «Бугера» может быть только спиленный «Бугер» – вот у меня именно такие покрышки, протектор через одно звено вырезан. Так они лучше грязь схватывают! Вообще я бы поставил колеса от трактора, но регламент РАФ запрещает это делать. Почему – не пойму.

Есть и еще ряд сдерживающих факторов. Из-за того, что «котлет» в нашем регионе всего две, на местных соревнованиях компанию им в разделе «ТР-3» обычно составляет какая-нибудь «Нива». Шансов у нее против вездеходов, чьи конструкции почти не подвергаются никаким ограничениям, нет, поэтому конкуренция от этого не повышается.

На вездеходе по городу

– У нас в Волгограде в целом все непросто с организацией стартов, – сетует Сергей. – Мало того что есть затруднения с материально-техническими моментами, так еще и трассы у нас не такие интересные. Перед гонщиками почти всегда разъезженные дороги, за каждым препятствием обычно следует достаточно ровный грунт. Вот в том же Саратове было куда веселее: всюду сплошной лес. Не то что машины не ездят – даже люди там не ходят!

Кстати, обыватели обычно недоумевают от того, как «котлеты» добираются до места проведения соревнований. Ведь передвигаться на них по дорогам общего пользования запрещено. Ответ прост: гонщики перевозят своих «железных коней» на фурах. Но пару раз Сергей Теняков все-таки выезжал на вездеходе в город.

– Как-то от гаража до дома добирался, – рассказывает спортсмен. – И все только и делали, что пальцем показывали! Но я отношусь к этому спокойно, это ведь неудивительно – такую технику на городских дорогах нечасто встретишь. Может, многие думают: для чего мне это все вообще? Для души, разумеется! Просто очень нравится!

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ?

Автомобили класса «ТР-3» – переделанные (или изготовленные) внедорожники с минимальными ограничениями изменений. Запретов здесь немного, основные:

Применение активной подвески, позволяющей водителю изменять дорожный просвет автомобиля в процессе движения,

Полноуправляемых рулевых конструкций,

Шин от сельскохозяйственной, дорожной и специальной техники,

Использование сочленных конструкций (т. е. кузов должен быть целостным).