«На «Дакар» всегда берем с собой… елку!»

Пилот «КамАЗ-Мастерс» в интервью «СПОРТ-ТАЙМ» рассказал о буднях и праздниках лучших гонщиков России

Прошедший  в  Волгоградской области  в  минувшие  выходные ралли-рейд  «Великая  степь  – Дон»  получился  как  никогда представительным.  В  соревнованиях  грузовиков  хоть  и  участвовало всего два экипажа, оба были из так называемой «синей армады»  –  легендарной  команды  «КамАЗ-Мастерс».  Причем за рулем одного из автомобилей был  звездный  гонщик  Айрат МАРДЕЕВ  –  победитель  ралли «Дакар»  и  двукратный  триумфатор  «Шелкового  пути».  Корреспонденту Адилю ЗОДОРОВУ удалось побеседовать с пилотом и узнать о секретах его успеха.

«Проехал гонку – забыл про нее»

–  В Волгограде, как понимаю, вам не приходилось ездить уже давно?

–  Да,  очень  давно.  Так  сразу и не припомню, когда это было в последний раз. Хотя, подождите, первая моя гонка проходила в вашем регионе, в Серафимовиче. С тех пор прошло немало времени, поэтому похвастать тем, что хорошо знаю ваши края, не могу.

–  Как сказывается тот факт, что на этом этапе чемпионата России у вас всего один конкурент,  да  еще  из  вашей  же  команды?

–  Если вы говорите о возможной расслабленности, то скажу сразу: ее нет. Одного противника вполне достаточно для того, чтобы настроиться, иметь мотивацию и ехать в хорошем темпе. Для нас главная задача на чемпионате страны – потренироваться, испытать машину, поработать над настройками. Посмотреть, как проявят себя подвеска и автоматическая коробка передач. Словом, проверить все новинки, которые внедрила наша команда. «Великая степь – Дон» – это подготовка к «Шелковому пути». А он, в свою очередь, станет последним испытанием перед «Дакаром».–  К слову, о «Дакаре». Это едва ли не высшая точка для любого раллиста, и два года назад  вы  ее  покорили. 

Победа как-то повлияла на отношение к спорту и к жизни в целом?

–  Однозначно нет. Я стараюсь не связывать гонки друг с другом. Каждая  из  них  –  это  отдельное событие. Проехал – забыл и стал готовиться к следующему старту. Конечно, приятно выиграть такие серьезные соревнования, но на отношение к делу это никак не влияет.

«Девушки в автоспорте? Я – за!»

–  Вернемся  к  Волгограду. Главная красавица российских ралли-рейдов Мария Опарина перед стартом сказала, что в этом году сложных участков практически  нет.  Что  гонщики  могут подразумевать под словами «сложный участок»?

–  Я бы сказал, что участок трассы, независимо от рельефа и протяженности, не может быть простым. Стоит на мгновение расслабиться, задумавшись о том, что трасса легкая, как тут же следует наказание. Мы, гонщики, находим для себя сложности сами. В любой момент можно ошибиться, и последствия будут необратимы. Поэтому нельзя делить трассу на «сложные» и «простые» участки – всегда нужно быть максимально сконцентрированным.

–  Раз уж заговорили об Опариной: каково ваше отношение к девушкам в автоспорте?

–  Я исключительно за. Не вижу в этом ничего плохого, к тому же Маша показывает отличные результаты и ни в чем не уступает мужчинам. Так что я точно не из тех, кто будет ворчать: «Не женское это дело!»  Вот единоборства – да, пожалуй, действительно не женское дело. А в автоспорте рады всем.

–  Дилетанты считают, что для гонщика подготовка к соревнованиям заключается только

в тренировочной езде и работе над автомобилем. Расскажите о других составляющих процесса.

–  Их масса. Мало уметь рулить, нужно быть готовым и физически. Мы регулярно посещаем спортзал, с нами работает Инновационный центр  Олимпийского  комитета России, нами занимаются диетолог, массажист, физиотерапевт –  целая бригада специалистов. К каждому соревнованию нас готовят психологи. Мало иметь хорошую машину, нужно еще и уметь выжимать из нее максимум. Если ты к этому не готов, то нет смысла соревноваться.  Поэтому  работа ведется очень серьезная, и касается это не только экипажа, но и тех, кто едет в машинах обслуживания.

«Каждый второй спрашивает: «Зачем?»

–  Правда, что в рамках подготовки к «Дакару» вы у себя дома спали в палатке?

–  Да, это был как раз проект Инновационного  центра  ОКР. Генератор подавал в палатку разреженный воздух – такой, каким люди дышат на высоте 4000 метров. Во сне быстро привыкаешь к этому и потом на «Дакаре» при езде по горам не испытываешь больших сложностей.

–  Вы сами потомственный гонщик. Хотите передать любовь к этому делу следующим поколениям?

–  Навязывать я точно никому  ничего  не  буду,  но,  конечно, был бы не против, если бы мой сын или моя дочь решили бы пойти по стопам отца. Думаю, мои дети в любом случае будут заниматься спортом, а каким – они уже решат сами.

–  Несмотря на то что ралли – дело семейное, есть среди родных и близких люди, задающие вопрос: «Зачем тебе это?»

–  Этот вопрос задает каждый второй. (Смеется.) Нормальное явление.  У  боксеров  постоянно спрашивают то же самое – у нас, как и у них, очень большие нагрузки, и мало кто понимает, для чего человеку это. Но что есть в крови, то никуда не денешь. Я с детства в автоспорте, и ралли стало для меня отличным продолжением карьеры после картинга. К тому же я попал в команду международного уровня.

«Наряжаем елку и в Африке, и в Аргентине»

–  Не буду задавать надоевший вам вопрос о дне рождения (1 января. – Прим. ред.), всегда выпадающем на «Дакар», но торжественную тему затрону: какой у вас любимый праздник?

–  Тяжело ответить на такой вопрос, но, наверное, все-таки Новый год. Это семейный праздник, такой объединяющий и сплачивающий, тем более нигде его не отмечают так, как у нас в России. В последние годы я и правда его вместе с днем рождения встречаю на «Дакаре», но мы все равно всегда берем с собой елку и наряжаем ее. Независимо от того, где находимся – в Аргентине или в Африке.

–  А какой самый необычный подарок, который вам приходилось получать?

–  Ох, тут я точно не смогу чего-то выделить. Мое окружение всегда подходит к этому делу с креативом, поэтому каждый подарок – необычный, и все они одинаково приятны. Наверное, думаете, что часто дарят что-то связанное с автомобильной тематикой? Нет, такого совсем не много. Один из любимых подарков все-таки выделю – игровая приставка. К ней еще и симулятор подарили – отличный руль, педали, рычаг. Долго, можно сказать, мечтал о таком, и с тех пор, как все это у меня появилось, с удовольствием играю в гонки.

–  Сами что предпочитаете дарить?

–  Всегда по-разному. Вообще, люблю делать близким подарки, на заре карьеры, когда только начинал ездить по миру, постоянно привозил какие-то сувениры. Но теперь перестал – кажется, моим родным это уже надоело. (Смеется.) Для них главное – чтобы я живым и здоровым вернулся домой.