Прекрасное коварство параплана

Этот спорт способен и возносить в небеса, и уносить жизни

В известном французском фильме «Неприкасаемые» (оригинальное название «1+1») два главных героя. Один из них – парализованный миллионер, разбившийся во время полета на параплане. К сожалению, эта ситуация достаточно типична – парапланеризм, или параглайдинг, – дисциплина модная и обманчиво доступная. И только профессионалы знают, насколько эта кажущаяся легкость далека от реальности.

Не уверен – не начинай

Парапланеристы – народ скрытный и осторожный. Слишком много неприятностей от случайных людей, которые, мягко говоря, компрометируют этот необычный спорт. Случаи падения, в том числе с летальным исходом, происходят ежегодно. Чаще всего из-за лишней самоуверенности, когда человек под куполом думает, что может все.

В 2010 году в Омской области разбился 28-летний местный чиновник Богдан Тысленко. В 2014-м в Оренбуржье погиб техник одного из ухтинских предприятий. В обоих случаях причиной стало схлопывание купола из-за неожиданного удара воздуха.

Порой разбиваются даже подготовленные. В 2009-м погиб 25-летний волгоградец Никита Стороженко, который работал вожатым в лагере «Дружба». Оборвались стропы, и ему не помогло даже то обстоятельство, что парень с 15 лет занимался парашютным спортом, имел второй разряд. А в 2013-м в Краснодарском крае тяжелейшие травмы при падении с высоты 100 метров получил известный спорт­смен Сергей Крицкий.

Сегодня купить параплан проще простого – в Интернете сотни предложений. Средняя цена ходовых моделей в районе 30 тыс. рублей. Поэтому специалисты не устают предупреждать: хотите жить – никакой самодеятельности. Учиться летать, чувствуя воздух, что называется, «спинным мозгом», нужно под руководством опытных инструкторов. Долго и тщательно, как вождению машины.

Место с нужным ветром

Святая святых российского параплана – гора Юца на Кавказе. Каждый год здесь обучают новичков, в том числе и из Волгограда.

– Это седьмые по счету соревнования, проведенные нами на Юце в нынешнем сезоне, – говорит Олег Солодухин, председатель правления Федерации спорта СЛА (сверхлегкой авиации) РФ. – Такого насыщенного графика здесь не видели последние несколько лет. По ряду причин активная спортивная практика здесь поутихла, но с этого лета былая слава Юцы, не только как старейшего парадрома и дельтадрома страны, начала возрождаться.

Знаменитая в «сверхлегком» мире гора – настоящая кузница чемпионских крыльев.

– Другого такого места в стране нет, – уверяют в Федерации СЛА. Все дело – в географическом положении, рельефе горы и воздушных потоках, создающих уникальные полетные условия.

Не быть двумерным

Кубок России – 2016 в дисциплине «Парящий полет» собрал именитых парапланеристов, призеров и чемпионов российских и международных соревнований от Москвы до Пермского края. Волгоградцы тоже присутствуют, но серьезных результатов пока не показывают. А ведь они ожидались! У нас есть прекрасные условия для занятий этим видом спорта. К примеру, на Бекетовском аэродроме.

Парапланерный спорт делится на несколько дисцип­лин: полет на открытую дальность, маршрутный полет (в ходе которого пилот должен следовать по точно заданному направлению) и полет на точность. Последняя дисциплина считается самой простой, в ней могут выступать спортсмены, владеющие первичными навыками пилотирования с налетом от 20 часов.

С ровной поверхности параплан запускается так же, как и воздушный змей. Трос механической лебедки поднимает купол на высоту нескольких сот метров, где он отцепляется и пилот свободно парит, чтобы затем как можно точнее приземлиться на условную мишень.

Именно в этой дисциплине соревновались пилоты на областном чемпионате по парапланерному спорту, прошедшему недавно в Волгограде. Наши спортсмены продемонстрировали высокие результаты, заняв первое и второе места, бронза же досталась спортсмену из Ростовской области.

Но результат, по словам участников, не главное, важны те непередаваемые ощущения, ради которых пилоты и поднимаются в небо.

– Мы на самом деле двумерные существа. Мы всю свою жизнь проводим на одной плоскости, даже если она в форме гор и так далее, – уверен участник соревнований Игорь Балбин. – Но с крылом обретаешь еще одно измерение!

По словам заместителя председателя объединенной Федерации СЛА Александра Степового, в Волгограде и области у нас пока только любители.

– Целью соревнования является показать, что этот вид спорта существует в Волгограде, выявить потенциальных пилотов, которые будут выступать на соревнованиях.

Почему они летают?

Ну, конечно, ради впечатлений! Поверьте, Земля даже из иллюминатора рейсового самолета воспринимается не так, как ее видит пилот параплана, ничем не огороженный от атмосферы, слышащий не гул двигателей, а лишь шум ветра да иногда писк вариометра – прибора, помогающего найти и обработать восходящие потоки.

Вы можете смотреть во всех направлениях, чего нельзя сделать в самолете. А при должном мастерстве можете за пару-тройку часов облететь места, попасть в которые наземным способом можно только за неделю. Лететь или обрабатывать потоки рядом с птицами – это ли не чудо?!

Хотя, повторим, если вы не сума­сшедший, соревноваться с орлами или грифами раньше времени не стоит. На становление пилота, способного парить, как они, уходят месяцы тренировок.

Что нужно знать будущему парапланеристу?

Параплан – это сверхлегкий летательный аппарат, позволяющий летать одному или двум пилотам. В последнем случае говорят о тандемном параплане, или просто «тандеме».

Слово «сверхлегкий» не преувеличение – полный комплект необходимого снаряжения умещается в специальный рюкзак и весит в пределах 20-25 кг. Ближайший родственник параплана – дельтаплан – весит с принадлежностями не менее 40кг!

Чтобы летать на параплане, спортивные разряды и звания необязательны. Одни занимаются этим для достижения высоких результатов, другие – чтобы восполнить недостаток адреналина, а третьи – просто, чтобы отвлечься от обыденной реальности.

Но подготовка под руководством профессионалов обязательна! Помните: опытным парапланеристом считается тот, чей налет составляет не менее 100 часов!

Фото vpravda.ru