В споре сувениров Игр-2014 победил хозяин тайги

В погоне за впечатлениями народ, побывавший на Олимпиаде в Сочи, не забывает о тех, кто дома остался. Тут без подарков не обойтись.

Самые длинные колонны в Олимпийском парке извивались не у билетных касс, поскольку большей частью заветные квиточки давно разлетелись по всему земному шару через Интернет. А вот табличка с текстом «Очередь начинается здесь» неизменно встречала посетителей у супермаркета, где продавались товары с олимпийской символикой.

Перчатки и шапочки уходили влет, они и стоили существенно меньше иных атрибутов спортивных костюмов. Национальные орнаменты России, словно частицы впечатлений об Играх в Сочи, соединились в пестрый, но гармоничный узор на майках, футболках, куртках, пуховиках… Стоило все это великолепие весьма прилично, причем цены на продукцию были точно такими же, как в любом другом фирменном магазине. Зато обретя вожделенную вещицу, можно было мимоходом заметить – в Олимпийском парке купил! Но обрести право на эти слова можно, только выстояв перед дверью не меньше часа.

Примечательно, что из трех символов Олимпиады – мишки, леопарда и зайца – наибольшим спросом пользовались сувениры с изображением хозяина тайги – мишки косолапого. Герой московской Олимпиады и здесь победил.

Куда ценнее сувениры эксклюзивные, вроде фотографий в обнимку со знаменитостью. Еще до конфуза в матче с финнами хоккеисты сборной России посетили ненадолго соревнования фигуристов. А пока они ждали автобус, волонтеры, секьюрити, журналисты гурьбой и поодиночке стремились запечатлеть себя на фото вместе со знаменитостями. Евгений Малкин пользовался при этом наибольшей популярностью. Жаль, что за океан наша звезда улетела без самого дорогого олимпийского сувенира – без медали.

Еще более подавленными выглядели наши легендарные спортсмены, чемпионы и призеры Олимпиад прошлых лет, удрученные провалом нашей ледовой дружины. Плотност ь звезд – и не только хоккейных – на квадратный метр здесь, кстати, вообще зашкаливала. Вячеслав Фетисов и Александр Якушев, Ирина Роднина и Гвендаль Пейзера, наши великие лыжницы, биатлонисты, конькобежцы… Если для молодого поколения эти имена мало что говорили, то поколению постарше они хорошо знакомы. На автографы никто из великих не скупился, для журналистов они, как правило, тоже находили время.

Значки, ручки, конверты, магнитики, билеты на спортивные мероприятия – все, на чем изображены заветные пять колец, упаковывалось в сумки и сумочки – опять же с олимпийской символикой. Но самые дорогие «сувениры» были не материального свойства.

Еще никогда не приходилось видеть таких отношений между болельщиками из разных стран. Общие фото на память, обмен значками, а главное – общее стремление порадоваться успеху победителя и поддержать неудачника. Как не восхититься великолепным норвежцем Бьорндаленом и не разделить драму Шипулина, как остаться равнодушным, видя, как сбываются или рушатся мечты атлетов, четыре года готовивших себя к главным стартам…

На мониторах и страницах всевозможных изданий в эти дни регулярно появлялись таблицы медального зачета. Но как ни грело или огорчало место твоей страны в этом своеобразном рейтинге, люди прежде всего стремились впитать в себя праздник, пусть и не всегда отмеченный триумфом своих спортсменов. Потому что олимпийский девиз «Главное не победа, а участие» еще никто не отменял.