Вместе с профессионалами в «Кубке Нижней Волги – 2017» принимали участие и инвалиды

Единственные всероссийские соревнования, проходящие в акватории Нижней Волги, собрали яхтсменов из пяти городов, расположенных на этой реке, и гостей из Новороссийска. Наряду с признанными мастерами парусного спорта в регате приняли участие и новички, включая детей и людей с ограниченными физическими возможностями. Дистанцию от Камышина до Волгограда с яхтсменами прошла корреспондент «Волгоградской правды» Надежда Магнитская.

Размер имеет значение

В нынешнем году «Кубок Нижней Волги» проводился по системе ORC. Поскольку все яхты имеют разные размеры корпуса и площадь парусности, гонки проходят с гандикапом. Это значит, что каждой яхте присваивается определенный балл в зависимости от ее основных данных. Для подсчета итогового коэффициента все суда взвешивают на берегу перед началом соревнований.

К месту старта яхты перемещаются в свободном режиме, причем в штиль разрешается использовать двигатель. К месту старта в Саратов флот из Волжского и Камышина выдвинулся заблаговременно. К тому времени наша яхта «Котлин» уже прошла одну регату на Верхней Волге, которая стартовала из Тольятти.

– Были очень сильные ветра, – говорит капитан яхты Александр Ли. – Мы заняли четвертое место. Обидно, в призы не попали. Сломали гик у главного паруса-грота. А еще повредили радиолокационное устройство, так что ночью шли с риском столкнуться с большим судном, но все обошлось.

Парусные гонки на судах крейсерского класса проходят по длинным дистанциям. При этом двигателем можно пользоваться только в случае спасения экипажа или матчасти, при этом яхта сразу выбывает из соревнований.

Саратов болел прямо из окон

Как правило, в портах старта и финиша, плюс на одном из промежуточных этапов проводятся гонки по олимпийской дистанции «петля». Это значит, что флот должен обогнуть специальные знаки, меняя курс. На попутных ставятся дополнительные паруса – генакер или спинакер, которые увеличивают скорость яхт. Успех гонки зависит от слаженной работы экипажа и умения матросов управлять этим капризным объемным ветрилом.

– Мы называем эти гонки треугольниками, и они наиболее любимы яхтсменами, – говорит капитан «Вояжа» Юрий Осадчий. – Длинные переходы, как правило, проходятся одним галсом. А тут можно менять курс, и, конечно, присутствует адреналин. К тому же ты видишь соперника, и это придает дополнительный интерес.

В этом году с ветром повезло. Саратовский треугольник стартовал из клуба до Центральной набережной, и жители города могли наблюдать удивительный мир парусов из окон домов и прибрежных улиц.

– Мы стараемся, чтобы наши соревнования увидели как можно больше людей, – говорит организатор соревнований Кирилл Рассолов. – Парусный спорт называли «спортом без трибун и зрителей», и мы хотим развенчать этот миф.

Романтика с переломами

После открытия соревнований в Саратове был взят курс на Камышин. Ветер был попутным, так что один из самых сложных этапов был пройден без сучка и задоринки. Вот только яхте «Котлин» опять не повезло. На входе в камышинскую бухту лодка уперлась в своды моста и был поврежден топовый огонь на мачте. Продолжать гонку по соображениям безопасности было нельзя, поэтому яхта ушла на ремонт.

– Мы не грешим на судьбу, сами виноваты, устали немного, – признается Александр Ли.

Тот, кто думает, что парусный спорт это обычная водная прогулка, глубоко заблуждается. Это постоянное напряжение – нужно видеть впереди соперников, в штиль искать ветер, в шторм четко выполнять команды. Любая ошибка может обернуться аварией или травмами.

– Есть такая перекладина, называется гик, – говорит капитан яхты «Фаворит» Евгений Каширский. – Он держит полотнище основного паруса – грота. На попутных курсах парус ведет себя непредсказуемо, и можно получить очень серьезный удар, если не предвидеть ситуацию и вовремя не увернуться. Сотрясение мозга в этих случаях, пожалуй, не самый плохой исход, бывает хуже.

К этому можно прибавить изнуряющую жару, которая напоминает танталовы муки. Вроде вокруг вода, но искупаться в ходе гонки невозможно. А есть еще многодневные ночные вахты, сон, туалет, и еда в спартанских условиях в течение всех гонок, связь в труднодоступных местах только по рации – в общем, мало не покажется никому. Но участники регаты были к этим трудностям готовы. Первые места после этапа Саратов – Камышин и «треугольника», завоевали саратовский «Вопрос», камышинский «Мираж» и волжский «Призрак».

Парус, порвали парус

Утро следующего дня было пасмурным и ветреным. По плану первая гонка должна стартовать в 10 часов. Выйдя из камышинской бухты, все участники поняли – дуть будет сильно.

И действительно, встречный ветер разогнал крутые волны, с которых буквально падали вниз корпуса яхт. В этих случаях риск повредить матчасть максимален. Натянутые паруса рвутся от нагрузки, ванты, придерживающие мачту, не выдерживают напряжения. Но на старте все обошлось. Удивительно, что яхты вышли в гонку, несмотря на штормовое предупреждение. На яхте «Мираж», которая лидировала в своем классе от сильного порыва ветра вырвало обтекатель – направляющую рельсу для переднего паруса. Стаксель буквально рухнул вниз. На нем появилось несколько трещин, несмотря на то, что современные паруса изготавливают из той же кевларовой ткани, которую используют для производства бронежилетов. Жесткое крыло паруса полоскалось на ветру, ветер свистел в вантах, жутко действуя на нервы.

Шкипер яхты Михаил Скворцов принял решение вернуться в порт и ликвидировать поломку. Обидно, но из-за этого инцидента «Мираж» должен был сдать последний этап без боя. Спасение наступило неожиданно: судьи отменили гонку и все яхты вернулись в порт.

– Прогноз, который был скорректирован, обещал шторм до 20 часов, – пояснил главный судья Игорь Агарков. – Выдержать это не смогут ни люди, ни яхты, тем более что в составе нескольких экипажей – дети.

Сюрпризы по утрам

Утром следующего дня ветер не превышал 7-10 м в секунду. Но буквально через час после старта задул с новой силой. Разгулялась волна. Курс – крутой бейдевинд, то есть когда ветер встречный. Только к ночи он слегка ослаб и поменял направление на боковой – галфинд.

Ночная гонка – один из интереснейших этапов соревнований. Соперники, чтобы не обозначить друг друга, даже не включают свет в обитаемом пространстве яхты. Но все же паруса приходится подсвечивать, и тогда на территории всего водохранилища видны яркие вспышки. Приходится только гадать, что это за яхта и какие планы у соперников.

– Бывает так, что перед закатом – один расклад, а утром просыпаешься, либо ты далеко улетел, либо соперники тебя обогнали – говорит матрос Александр Дмитриев. – Так что утро всегда с сюрпризом.

«Миражу» не повезло, в этой гонке он утратил лидерство и пропустил вперед четыре лодки. Уставшие экипажи вошли в аванпорт в Волжском глубокой ночью.

Дикий ветер Волгограда

Последний день гонок проходил в акватории Волгограда в районе Центральной набережной. Перед этим яхты прошли шлюзы плотины Волжской ГЭС. В полдень лодки вышли на место старта в Краснооктябрьском районе.

Ветер Волгограда яхтсмены оценивают, как самый непредсказуемый. На одной и той же дистанции он может дуть в разных направлениях, поэтому лидеры менялись постоянно. Гонка была короткой – одна петля от Центрального речпорта с огибанием знака.

Сначала лидерство взял камышинский «Мираж», но буквально через двадцать минут он оказался в аутсайдерах гонки и потом снова вырвался вперед. Саратовский «Вопрос» выбрал левый берег ,и его постигла та же участь по смене позиций. Гонка осложнялась сильным течением, и, когда ветер затихал, яхты двигались не вперед, а назад. Удача на этот раз улыбнулась яхте «Котлин, к финишу в этой гонке она пришла первой.

– Мы прошли две регаты – на Верхней и Нижней Волге, обе ветровые и очень тяжелые, – говорит капитан яхты Александр Ли. – Но эти ощущения станут главным впечатлением лета, и все регаты в каждом году абсолютно разные.

Награждение победителей состоялось на центральной набережной у памятника морякам Волжской военной флотилии. На финиш прибыл президент федерации парусного спорта России Владимир Силкин. По этапам главных соревнований «Кубок Нижней Волги 2017» победителями в своих классах стали яхты «Мираж», «Призрак», «Вопрос».

Спорт, который не отпускает

Сказать, что парусный спорт удел волевых людей, значит, не сказать ничего. Если начал им заниматься, он уже не отпустит. Подтверждением этой истины может служить пример нынешнего члена экипажа «Миража» Сергея Первушина. Семь лет он был капитаном яхты «Ника», недавно перенес тяжелую операцию, полностью потерял голос, но не оставил парусный спорт и теперь участвует в гонках в качестве матроса.

Не менее характерный пример – экипаж яхты «Сталинград», ставшей своеобразной визитной карточкой Волгограда. В этой регате она не стартовала, подав заявку на участие вне зачета только в последней гонке. «Сталинград» обслуживала детские соревнования. Капитан судна Евгений Калякулин сочетает должность директора яхт-клуба с карьерой действующего яхтсмена. Одно из направлений его работы – адаптивный спорт.

Инвалид детства Сергей Мельников стал одним из членов экипажа «Сталинграда» недавно. Теперь он осваивает премудрости управления непростой крейсерской лодкой.

– Я раньше ходил на олимпийской яхте «Луч», – рассказывает Сергей. – В олимпийских видах спорта для инвалидов предусмотрен специальный класс – класс 2.4mR – это для одиночек. Но такая яхта стоит очень дорого, приобрести ее в нашем городе не могут, поэтому на официальные соревнования я не езжу. Просто занимаюсь в яхт-клубе, и мне это очень нравится.

Сергей – человек общительный и открытый. В яхт-клубе его любят, и помогают во всем, ведь этот спорт, – один из немногих, где соперничество сочетается с идеалами «парусного братства».

Сейчас организаторы регаты продумывают план будущего сезона «Кубка Нижней Волги», который будет юбилейным – он пройдет уже в 35-й раз.