«ВП» выясняла, почему в Волгограде нет спортивного бизнеса

«ВП» выясняла, почему в Волгограде нет спортивного бизнеса
Спорт уже давно перестал быть просто средством укрепления здоровья и развлечения и стал важным сегментом бизнеса. Учреждая футбольный, баскетбольный, гандбольный или любой другой клуб, человек или организация стремятся не только добиться побед и славы, но и заработать денег. Спортивный бизнес широко развит в западных странах, зарабатывают клубы и в ряде российских регионов, а в Волгограде большинство по-прежнему уповает исключительно на власти.

Хорошо, если кому-то удается найти спонсора и уговорить на стабильные финансовые вливания. Но в условиях кризиса эта задача усложняется, а потому клубы живут по принципу «бюджет или смерть». Разобраться в причинах явления пытались корреспонденты «СПОРТ-ТАЙМ» Сергей ХОХЛОВ и Адиль ЗОДОРОВ.

«Красный» показал пример

Наверное, можно было бы списывать коммерческое тунеядство наших клубов на общее падение интереса к спорту в регионе. Если бы не пример, поданный баскетболистами.

Этот вид спорта в нашем регионе внезапно возродился и так же внезапно умер, однако за короткий срок существования клуб «Красный Октябрь» показал «коллегам», как надо зарабатывать. Когда у Дмитрия Герасименко спросили, как он д у м а е т п о с т р о ить бизнес на баскетболе, он ответил: «Волгоград – очень спортивный город. Мне рассказывали, что здесь на матчи 2-й футбольной лиги приходило 12 тыс. болельщиков. Не развивать такой ресурс – просто глупо».

На матчах команды организовывалось настоящее шоу с выступлением группы поддержки, проводилась масса различных конкурсов для болельщиков. Поэтому публика не жалела небольшой денежной суммы (от 200 до 600 рублей, если не говорить о VIP-местах) на входной билет – как правило, во Дворце спорта собирался аншлаг.

К тому же действовала программа абонементов, позволявшая сделать вход на баскетбол более дешевым. С болельщиками «КО» вообще работал активно и, главное, эффективно. Не стихали страницы клуба в социальных сетях, частенько организовывались выезды на матчи в другие города, и не только в Краснодар или Саратов, но и даже в Москву. Конечно, это был высший уровень – Лига ВТБ, но ведь и гандбольные клубы нашего города обычно играют не только в российской суперлиге.

Лет этак 10 назад и «Динамо», по сей день завсегдатай еврокубков, собирало аншлаги во Дворце спорта, активно торговало экипировкой, да и вообще было лидером российского гандбола по многим статьям. Затем клуб переехал в одноименный манеж, где возможностей уже поменьше. Но футболки, вымпелы и шарфы продолжали продаваться. Столик со всем этим добром располагался буквально на входе в манеж, а рядом можно было купить еще и что-нибудь съестное. Сейчас же ничего этого нет.

Говорить о том, что гандбол – не самый популярный вид спорта, неуместно. Уж наш-то регион один из самых гандбольных в России, и в любой сборной добрая половина игроков – воспитанники местного ЦСП и того же «Динамо». На одних родителях и друзьях спортсменов в Волгограде можно сколотить по меньшей мере тысячную аудиторию.

Как у других?

Для сравнения возьмем нынешнего лидера отечественного ручного мяча – «Ростов-Дон». У этого клуба, конечно, и финансирование получше, но это не заставляет руководителей сидеть на месте и рассчитывать исключительно на бюджетные и спонсорские субсидии.

Чуть ли не единственный в России, «Ростов-Дон» продает билеты на матчи, стоимость варьируется от 100 до 400 рублей. Опять же, если не учитывать VIP-места, на которые можно попасть за 1500. У клуба имеется собственный талисман, развлекающий публику вместе с группой поддержки в тайм-аутах, а также магазин атрибутики. Активно ведется красочный сайт, пестрят постами страницы в социальных сетях. Да что уж там, болельщиков иногда берут на выезд совершенно бесплатно! Словом, все на высшем уровне.

Возвращаясь к вопросу работы с болельщиками в Сети, добавим, что «Динамо» свой интернетресурс обновило четыре года назад. Портал стал более приятным в эстетическом плане, а вот содержательная часть по-прежнему хромает. Неудивительно, если учесть, что в клубе уже много лет нет сотрудника, отвечающего за связи с общественностью и СМИ, тогда как в Ростове этим занимаются сразу четыре человека.

Отсюда и разница в посещаемости: «Динамо» на матч против «Лады» собрало 1000 зрителей, а «Ростов-Дон» на встречу против «Астраханочки» – вдвое больше. А ведь это не еврокубок. Там среди 3000 мест не остается ни одного свободного. А на федеральных спортивных каналах ростовчанки и вовсе появляются часто, и не только в случае выступления на международном уровне.

Билетами сыт не будешь

Видом спорта номер один в регионе всегда является футбол, и здесь дела с коммерческой составляющей всегда обстояли сносно. У «Ротора» предыдущего образца был даже фан-шоп, в котором можно было приобрести и самую разную «брендовую» атрибутику, и даже клубный журнал. Деятельность организации широко освещалась в социальных сетях. Сейчас от всей красоты остались только программы, и то, возможно, только ввиду того, что этого требует регламент. Причем это куцые двухстраничные буклеты, тогда как раньше было целых восемь полос. Если сравнивать эту продукцию с программами, которые изготавливаются другими клубами зоны «Юг», остается хвататься за голову.

Интересно, что атрибутика с символикой «Ротора» тоже продается, только не клубом, а третьими лицами, которые и получают доход от этой деятельности. В итоге единственным источником внебюджетного дохода становятся сторублевые билеты, плюс пирожки и горячие напитки, которыми болельщики могут подкрепиться в перерывах домашних игр.

Сравнивать это с деятельностью клуба в 90-е, когда деньги зарабатывались на всем подряд, начиная от производства спортивной формы и заканчивая собственными строительными бригадами, бессмысленно. С тех пор изменилась и нормативная база РФС, и возможности клубов. И все же поучиться у прежнего «Ротора» есть чему.

Гандболистов представляли, как бойцов ММА

Да и другие волгоградские клубы в конце 90-х уверенно шли за лидером. Лучше всех в плане продвижения работал гандбольный «Каустик», которому удалось выйти на второе место по популярности в городе после «Ротора». Зритель очень хорошо заполнял трибуны Дворца спорта, а самые важные матчи собирали аншлаги.

Пришедшим впритык к началу игры уже не хватало места на трехтысячных трибунах, и они наблюдали за игрой либо в проходах между секторами, либо стоя вокруг площадки.

Огромную пользу в работе с болельщиками принесло сотрудничество с медиа.

– В то время проснулся взаимный интерес, – рассказывает волгоградский медиа- менеджер Дмитрий Хохлов. – Мы тогда очень много делали п р о г р а м м о спорте, делали прямые включения. Несмотря на то что «Каустик» тогда был чемпионом России и участником еврокубков, его матчи посещали только самые преданные любители спорта да родственники игроков. Даже не помню, от кого пошла инициатива. Важно, что и клубу, и нам было интересно поднять интерес к гандболу. И мы совместно запустились. По всем нашим радиоволнам пошли прямые эфиры и анонсы матчей. Придумали слоган «Сегодня модно болеть за «Каустик»!» И эффект был потрясающий. На первом же матче в Кубке чемпионов с малоизвестной датской командой «Г. О. Г.» Дворец спорта был забит под завязку.

«Каустик» и сам работал для болельщиков. В то время на матчах топ-уровня команды представлялись, как сейчас, бойцы ММА – в зале гас свет, и игроки под объявление своей фамилии выходили на площадку в лучах прожектора.

В холле Дворца спорта до игры, в перерыве и после матча болельщики могли купить и напитки, и бутерброды с пирожными. А самые счастливые поклонники команды могли стать обладателями ценного приза, причем на этом клуб тоже зарабатывал.

– Производился розыгрыш с помощью программок, – вспоминает коллекционер и болельщик «Каустика» Дмитрий Сироткин. – В некоторых из них игрок клуба, представленный главным героем выпуска, ставил свой автограф. И вот обладатели программ с росписью гандболиста становились обладателями призов. Уже на второй игре, когда народ понял, что к чему, за 20 минут до начала матча весь тираж программ был продан.

«Каустик» первым после «Ротора» пустил в продажу клубную атрибутику – шарфы, флаги, вымпелы. Пытались реализовывать и билеты, причем старт продаж был удачным, но тогдашнему президенту Юрию Гусеву последовал звонок сверху, и торговлю по каким-то причинам остановили.

К сожалению, после смерти легендарного специалиста многое из того опыта было утрачено. Однако «Каустик» в нынешнем сезоне с переездом в ФОК «Молодежный» старается вернуть внимание болельщиков. Работают соцсети, ведется определенный диалог со СМИ и другими организациями, которые могут поспособствовать популяризации гандбола.

По городу расклеиваются афиши матчей – ни один другой клуб в Волгограде подобной практики почему-то не применяет. И, в отличие от многих, «Каустик» активно привлекает спонсоров, причем даже тех, о ком раньше приходилось слышать: «Да эти в спорт никогда не вложатся!»

Словом, интерес к спорту и жажда зрелищ у волгоградцев никуда не делись. Нужно только слезть с «бюджетной иглы» и начать на этом зарабатывать.

ЭКСПЕРТНЫЕ МНЕНИЯ

Юрий Кушнарев, спортивный телеведущий, комментатор:

– Конечно, клубы должны зарабатывать деньги на свое содержание. Весь мир уже давно живет в рыночной экономике, да и наша страна перешла на это давным-давно. Спортивный менеджмент тоже давно развивается, и этим надо пользоваться. Надо искать возможности не просить деньги у кого-то, а зарабатывать самим. Искать такие пути, при которых клуб может стать самоокупаемым. Конечно, это невозможно сделать за неделю. Тут потребуется кропотливый труд. Но именно труд, а не попрошайничество приносит результат.

Эдуард Пальгунов, журналист, спортивный телеведущий:

– Явление финансирования спортивных клубов из бюджетов разных уровней существует не только у нас, но и в других регионах. Сложно судить, почему спорт продолжает быть государственным. Если говорить о Волгоградской области, то у нас, наверное, мало крупных компаний, которые были бы способны взять на баланс, например, футбольный или гандбольный клуб. Либо им просто неинтересен спортивный бизнес как таковой. Мне кажется, причина именно в том, что, по мнению бизнес-сообщества, на спорте заработать в регионе нельзя. Сами клубы, похоже, также придерживаются этого мнения и продолжают искать вливания извне вместо того, чтобы попытаться заработать самим. Можно лишь констатировать то, что, имея проблемы с финансами, коллективы часто теряют лучших игроков. Исключением является только ватерпольный «Спартак», имеющий некоторые внебюджетные источники финансирования. С другой стороны, абсолютно частный клуб «Красный Октябрь» не был убыточным. Просуществовал, правда, недолго, но это уже другой разговор.

Евгений Калинин, главный редактор «МК в Волгограде», футбольный аналитик:

– Спортивный бизнес в России, и волгоградский в частности, идет в общем экономическом тренде страны, т. е. стагнирует. По-другому быть не может: на рынке мало свободных денег и еще меньше возможностей их как-то заработать. Дефицит специалистов, которые в состоянии разобраться в нюансах и выстроить спортивный маркетинг, только усугубляет ситуацию. В самом капиталоемком виде спорта – футболе уже никто не хочет переплачивать, так как предложение явно превышает спрос. За редким исключением сегодня востребованы игроки, имеющие статус «свободного», за которого не требуется отступных. Поэтому переход игрока из клуба в клуб «через КДК» и разрыв контракта – уже отработанная практика. В тренде также аренда и селекция из местных спортшкол, за которыми скауты следят особенно пристально. Подавляющее большинство перспективных футболистов покидают Волгоград еще в юном возрасте, задолго до того, как их трансферная стоимость достигнет максимума. Регион давно превратился в донора известных детских спортивных академий, но весь этот бизнес находится в глубокой тени. Сделки не афишируются, капитализация и доход хедхантеров известна только узкому кругу избранных.

Поделиться в соцсетях