Бисер для святых

Волгоградка создает из крохотных стеклянных бусинок прекрасные иконы. По профессии волгоградка Елена Кисленко – программист, инженер-энергетик. Художественное творчество для нее было всегда скорее отдыхом и развлечением. Однако созданные ею из бисера работы находятся сейчас во многих странах и на далеких друг от друга континентах.

Елена поначалу увлекалась батиком, поделками из глины. Делала, например, из батика платки. Скульптурки из глины лепила, мисочки, амфоры, сама их обжигала и расписывала. Созданные ею тогда из глины украшения по красоте и изяществу вполне могли поспорить со стеклянными.

Но как-то увидела в храме Елена икону из бисера, решила сделать что-либо подобное сама. Начала с иконок небольших, затем пошли произведения побольше, вплоть до полуметровых и больше размерами.

– Делаю все это по благословению отца Александра, настоятеля нашего, Преображенского прихода, что на Спартановке, – поясняет Елена. – До всего стараюсь доходить своими умом и опытом, действуя методом проб и ошибок. Готовых способов работы из книг, из Интернета не беру. Неинтересно мне делать то, что все практически вокруг умеют.

Старается Елена при создании икон церковных канонов придерживаться и подбирать бисер так по цвету, как он и должен на иконе быть. Выкладывает им на иконках все, кроме изображения лица и рук святых. Спокойно это делает, себя не подгоняет.

– Есть время – сижу, занимаюсь. Хотя глаза довольно сильно устают. Но глазки отдохнут – и вновь сажусь, работу над иконкой продолжаю, – рассказывает мастерица. – Сейчас мои иконы, мои бисерные работы есть во многих местах на планете – во Франции, в Финляндии, даже в Венесуэле.

– Елена, и как же они попадали туда? – интересуется корреспондент "ВП".

– По-разному: где через церковь, где попросту через знакомых. В Финляндии, к примеру, есть мои знакомые, бывающие часто в православных храмах Хельсинки. Очень приятные люди. Для них я две иконы сделала, а они их передали там в один из храмов. На Украине есть мои иконы благодаря бывшему местному священнику, батюшке Алимпию. Он раньше в Волгоградской области служил, а сейчас его перевели служить в Макеевку, на Украину.

В Саранске есть мои иконы, в Подмосковье. География, в общем, широкая.

– А в Волгограде?

– Тоже есть, конечно. В новом храме Иоанна Кронштадтского, что в Краснооктябрьском районе.

В этом году, летом, съездили мы с семьей в Астраханскую область, в село Никольское, где знаменитый православный храм находится. Там местный настоятель батюшка Александр благословил меня сделать из бисера икону «Нерушимая стена». Мне она очень там понравилась, глаза у нее совершенно живые. Взглянешь, и кажется, что она дышит…

Вот она сейчас у меня сделана, перед вами стоит. Освятили уже.

– Образы каких святых вы уже создали из бисера?

– Начала со старинной казачьей иконы «Не рыдай мене, мати». Это был первый мой опыт работы из бисера. Затем было несколько образов Спаса и Богородицы, икона «О тебе радуются», Ахтырская икона Божьей Матери. Сделала образ батюшки Серафима Саровского, икону архангела Михаила, образ блаженной старицы, матушки Матроны Московской, и еще много разных икон.

– Интересно, а какой из этих образов дался вам труднее всего?

– Вот как раз она, матушка Матрона. Икона эта очень большая была, а поверхность ее глянцевая, скользкая. Бисер скользил по ней, будто по льду, очень тяжело было делать ее.

– А над чем теперь работаете? Каким будет новое ваше произведение из бисера?

– Следующая у меня икона – образ Николая Чудотворца. Сейчас над ним начинаю работать.

При работе с бисером на каждый квадратный сантиметр на иконе приходится примерно по десять-двенадцать бисеринок. И даже для небольшой сравнительно иконы, размерами тридцать на сорок сантиметров, приходится выложить их от двенадцати до пятнадцати тысяч штук. Кропотливая это работа, тонкая, требует усидчивости и терпения. Поэтому времени на создание каждой иконы из бисера уходит порядка трех месяцев.

– Но когда человек что-то любит делать, если ему это нравится, – поясняет Елена Кисленко, – со всеми трудностями он справляется легко. Они ему не в тягость, а скорее в удовольствие…

DNG