Из пьесы слова не выкинешь

Интеллигенту без мата никак. Особенно если выпить хочется или вдруг попал в психушку, стены которой «раздвигаются» до масштабов целой страны. Премьера Нового экспериментального театра – о братстве пациентов, оказавшихся в классической «палате № 6».

Они, мягко говоря, совсем разные люди, которые в обычной жизни никогда бы не встретились. Свел их вместе классик советского андеграунда Венедикт Ерофеев в пьесе «Вальпургиева ночь», написанной в 1985 году. По этой пьесе народный артист России Отар Джангишерашвили поставил один из своих самых мощных спектаклей.

Все пространство сцены заткано черным. Двухэтажные сиротские кровати без матрацев, как тюремные нары. Железные грядушки в полумраке чем-то напоминают кладбищенские ограды. Металлическая сетка-рабица, она же решетка. На этом скупом фоне током бьют обнаженные эмоции актеров.

Веселая палата дурдома – срез общественной жизни 80-х с их социальным безумием, бессильным протестом против системы. Садисты в белых халатах – врачи и санитары – наслаждаются безграничной властью над беззащитными пациентами, и трудно сказать, кто из них более ненормален.

На протяжении всего спектакля употребляется нецензурная лексика, что производит не больший шок, чем творящиеся надругательства над человеческим достоинством. Герои разговаривают на языке официозных газетных агиток, смешанных с матом и сермяжными шутками-прибаутками. А зал воспринимает каждое соленое словцо как отдельный концертный номер. (Зрители до 18 лет на спектакль не допускаются).

В психлечебницу попадает спившийся интеллигент Лев Исакович Гуревич (заслуженный артист России Владимир Бондаренко). Как ни странно, опустившись на «дно жизни», он быстро стал своим в колоритной компании, где предводительствует староста палаты Прохоров (заслуженный артист России Олег Алексеев).

В его подчинении находятся верный оруженосец Алеха по кличке Диссидент (Евгений Тюфяков), меланхолический старичок из деревни Вова (заслуженный артист России Андрей Курицын), тихоня и прожектер Клейнмихель (Виталий Мелешников), декламатор и цветовод Стасик (Александр Трапезников), комсорг палаты Еремин (Вадим Леоненок), контр-адмирал Михалыч (Андрей Лопушанский) и другие сподвижники – целый хоровод трагикомических масок.

В канун идеологического праздника 1 Мая под бодрые советские песни Гуревич поднимает ватагу психов на бунт, который заключается в распитии краденой емкости со спиртом.

Вариация знаменитого «Полета над гнездом кукушки», но на расейский лад – с агрессивно-лирическими излияниями и балагурством. Собутыльники, потребляя огненную воду, цитируют Декарта и Монтеня, задают интеллектуальные вопросы вроде «А ты знаешь, сколько граней в граненом стакане?».

Ватага душевнобольных под водительством Старосты, в роли которого очень органичен одетый в грубую солдатскую шинель Олег Алексеев, напоминает отряд заблудившихся революционеров. О чем сигнализируют матросский бушлат или лагерная телогрейка поверх рваных больничных пижам (сценография и костюмы заслуженного художника России Евгения Иванова). Несколько выбивался из образа интеллигентного бомжа Гуревича голый живот Владимира Бондаренко, на который так и хотелось набросить аутентичную жилетку.

Восстание нетрезвого «коллектива палаты» заканчивается трагично. Отравившись метанолом, все умирают, получая свободу ценой жизни.

Энергетически сильная работа всего мужского актерского ансамбля (женская линия пьесы сокращена) делает зрителей соучастниками трагедии о жизни народа, о политике и о судьбе «одной шестой части суши». Избави Бог от повторения бреда авторитаризма, в котором изгои и смертники – далеко не худшая часть общества. Новая постановка театра имеет все шансы стать хитом для вдумчивого зрителя.