Как Царицын стал Сталинградом

Наш спецкор Ольга ПОПЛАВСКАЯ вновь листает пожелтевшие страницы газеты «Борьба» – предшественницы «Волгоградской правды» – и убеждается, что около 100 лет назад это было самое прогрессивное издание в городе.

По остроте проблем, которые ставила тогда газета, она даст фору многим «зубастым» современным СМИ. Так, именно «Борьба» выступила одним из инициаторов переименования города в 1924 году, опубликовав передовицу под названием «Сталинград».

«Имя «Царицын» режет ухо...»

Вот эти легендарные газетные строки:

«...Вполне ясно, что название Царицын для нашего города – мертвое название, – безапелляционно заявляет издание. – Устарело оно. Не выражает жизни. Город, который в страницу революционной истории вписал себя крупными буквами, о котором знают все – даже за границей, – не может именоваться Царицыном.

Имя это режет ухо, напоминая о проклятом прошлом. Пролетариат выковал город. Пролетарский он на Волге. Прошлое погибло безвозвратно.

Да и какое дело пролетариату до какой?то «царицы»! Общего между царицей и рабочим классом нет. Переименовать. Дать такое название, которое выразило бы лицо города. Кто?то сказал, что переименовать нельзя, ибо…

Царицын стал историческим. Нет, можно. Даже нужно. Если вдуматься поглубже в название для нашего города – Сталинград, то весьма многое станет понятным.

Неспроста, не ради красоты так назовем. Нет! Каждый из нас читал повесть «Город в кольце». Из кольца наш город вышел действительно стальным, закаленным, историческим ветераном, под руководством стальной партии коммунистов. Не отдельные личности руководили городом, когда он был в кольце белогвардейщины. Личность есть ничто, когда нет коллектива.

Борьбой нашего города с врагами руководила вся коммунистическая партия. В Советском Союзе два великих города – Ленинград и… Царицын».

«Спекуляцию зароем в могилу!»

Но, кроме политики, со страниц главной газеты региона в 1924 году не сходят экономические темы. После разрухи Гражданской войны и голода в Поволжье цены на продукты питания оставались очень и очень высокими по сравнению со скромными заработками основной части жителей Царицынского уезда.

В дело регулирования цен вмешалось государство. И вот газета «Борьба» публикует заметку на злобу дня:

«...Большие трудности лежат на пути проведения денежной реформы.

Упирается частный торговец. Саботирует. Беззастенчиво обманывает покупателя. Туго снижает цены. А если так, то частный торговец обманывает и советскую власть, и ее законы.

В ответ частному торговцу госторговля и кооперация пусть пойдет более решительным шагом по пути быстрого завоевания частного рынка, обеспечивая потребителя продуктами и товарами по пониженным ценам.

Наша госторговля – Пайторг – хороший дал щелчок частному рынку. Рабкооп добавил силу щелчка. Пайторг объявил твердые пониженные цены на главные товары широкого потребления.

Понижение выражается на 10–15 и на 20–25%. Для рабочего рабкооп предоставил и другую выгоду – мелкий кредит. Рабочий получает квитанцию и по ней в любой момент идет в рабкооп и берет спички, мыло, чай и т. п.»

Заканчивается эта бодрая заметка почти что революционными лозунгами:

«Денежную реформу осуществим!

Нормальные цены введем!

Спекуляцию зароем в могилу!»

«Анчихристовы тенета» в станице Кумылженской

Но постепенно проблемы решаются! Налаживается быт людей. Хотя, конечно, не сразу. Тем, кто любит читать между строк и самостоятельно делать выводы обо всем на свете, о состоянии дорог уже в Сталинграде многое скажет вот эта короткая новость под названием «Большой спрос на галоши»:

«...На днях вновь получено три вагона галош. Всего в этом году для Сталинградской губернии получено около

200? 000 пар галош. Все же спрос на галоши не прекращается, особенно на дамские № 1, 2 с французским каблуком».

А тем временем в деревни приходит радио. Вот как описывал корреспондент «Борьбы» появление этого по тем временам чуда техники в станице Кумылженской:

«...Около избы-читальни избач и группа ребят возились с длинной жердью, устанавливая ее в заранее вырытую яму. С вершины жерди протянулись две проволоки к столбам на другой стороне улицы, а третью тянули прямо к церкви.

Картина была так необычайна, что две высунувшиеся старухи безмолвно окаменели, а третья превратилась в вопросительный знак. Из многих дворов показались любопытные.

В это время проволоку дотянули до церкви. Заперта. Позвали сторожа. Прибежал, запыхавшись, попечитель.

– Не позволим опутать проволокой церковь! Анчихристовы тенета! Из-за вас и нас Бог накажет.

Всеми правдами и неправдами все?таки забрались на колокольню и прикрепили проволоку за деревянный брус.

Молнией понеслась весть по дворам:

– Получили… Пришло… – радостно передавали друг другу ожидавшие.

– Радие… Радие… К церкви привязали. Ох, господи!

– Какого?то Родивона к церкви привесили, – шамкали старухи.

Вечером – проба установки. Бьется монтер и так, и сяк. Не слышно Москвы…

Кто?то торжествовал:

– Не допустил господь… и не допустит..

Привезли другой приемник. И вдруг:

– Алло! Алло! Алло! Говорит Москва.

Толпой полезли в избу-читальню…

Как вечер, так в помещении, где радио, полным-полно. Идут и старики, и старухи, и те, кто никогда не был в читальне. Первое время многие не верили:

– Москва… Бреши больше. Граммофон!

Потом неверие стало падать. И что всего поразительнее – попечитель церкви стал завсегдатаем на радиопередаче. Приходит раньше всех и нетерпеливо спрашивает:

– Ну, скоро ты его запустишь? Пускай, чего ждать!

– Алло! Москва!..»

Стройка Волго-Дона

Этому событию «Борьба», как ни удивительно, посвящает не так уж много газетной площади. Сначала появились картинки: «Предполагаемый вид сооружения шлюза. Судно будет проходить между двумя бетонными стенами высотою в 14 метров».

А в 1927 году выходит уже экономическое обоснование необходимости строительства Волго-Донского канала:

«...Президиум Госплана СССР обсуждал вопрос о размерах ассигнования на 1927–1928 годы на строительство магистрали. На заседании было доложено, что утвержденная советом экспертов трасса канала выбрана из 47 вариантов и имеет в длину 103 километра, и что размеры сооружений шлюзов обеспечивают пропускную способность магистрали в 1200 миллионов пудов в год. Работа канала при 400 миллионах грузооборота даст ежегодно от удешевления перевозок экономию в 16 миллионов рублей...»