Может, Функционирует Центр?

Многофункциональные центры призваны совершить перелом в бюрократической системе и сделать власть ближе и доступней. Но как работают сегодня новые стурктуры, каких успехов достигли и какие сложности у новых структур, мы поинтересовались у учредителей, сотрудников и посетителей МФЦ.

Сложная задача власти

МФЦ Иловлинского района открылся около полугода назад. Журналистов встречает директор МФЦ Татьяна Минайчева. А в качестве посетителей – глава Иловлинского района Иван Гель. Перед этим вместе с районным главой мы заглянули в соцзащиту – там традиционно многолюдно. Иван Степанович сокрушался, почему же жители не берут талоны на очередность. «А нам так удобнее, шли мимо, и зашли», – отвечают посетительницы пожилого возраста. В МФЦ пока пустовато, но, тем не менее, учреждение наращивает клиентуру – если в первые дни после открытия сюда обращалось 12-20 человек, то теперь восемь окон со специалистами обслуживает до двухсот человек за день. Глава Иван Гель демонстрирует помещение: Иловлинский МФЦ находится в бывшем просторном здании вечерней школы, и здесь проведен солидный ремонт, который впечатлил даже сотрудников волгоградского «Института экономических и социальных исследований». По заказу регионального министерства экономики специалистами была разработана система мониторинга качества и доступности муниципальных услуг. Дотошные маркетологи уточнили, что в Иловлинском МФЦ есть даже специальный туалет для инвалидов, что полностью соответствует стандартам административного учреждения по программе «Доступная среда».

Однако, по словам директора Татьяны Минайчевой, МФЦ пока находится только в стадии развития – к примеру, пока не налажено межведомственное электронное взаимодействие с Росреестром, требуется обновление и развитие сайта МФЦ. «В нашем случае сайт – не просто имиджевый элемент, а необходимая деталь для развития электронного взаимодействия с жителями района», – подчеркивает Минайчева. Заметно, что Татьяна Евгеньевна искренне болеет за свое дело. Увидев, как быстро и четко помогает МФЦ гражданам, директор изыскивает все возможности для его развития. На днях отправляется в командировку в Москву – там состоится всероссийская конференция для глав муниципалитетов и руководителей многофункциональных центров «Интеграция и взаимодействие МФЦ и электронного правительства на территории России». Минайчева убеждена: будущее за МФЦ и возможностями воспользоваться госуслугами с помощью интернета. Вот только донести информацию об услугах МФЦ до населения – все-таки задача районных властей как учредителей структур и местной исполнительной власти, ответственной за качество жизни жителей на вверенной территории.

По селам – с видеоликбезом

В Михайловке, где МФЦ работает более двух лет, успели наработать подобный опыт. «В течение ноября в нашем районе проводятся отчеты глав поселений. По предложению главы Николая Семисотова во время собраний и сходов населения специалисты Михайловского МФЦ будут общаться жителями и города, и поселков, – рассказывает заместитель директора МФЦ Светлана Попова, – наши сотрудники везут в села видеопрезентацию возможностей МФЦ». Акцент будет сделан на том, что для большинства услуг нужен только паспорт, зявление гражданина и еще одно посещение, чтобы забрать готовые документы. Мечта михайловцев – мобильный пункт для отдаленных сел Михайловского района. Руководство МФЦ надеется, что благодаря исполнению консолидированного бюджета уже в наступающем году в распоряжении МФЦ появится автобус, и многофункциональный центр станет охватывать еще больший круг населения. Сейчас их многофункциональный центр ежедневно посещает до трехсот жителей Михайловского района. Во время нашего визита многодетная мама Надежда Баракова подавала документы на получение бесплатного земельного участка. В перечне документов, необходимых для постановки на очередь, были справки о составе семьи, копии лицевых счетов. «Идти за ними не пришлось, их сделали в МФЦ, – радостно делится жительница Михайловки, – я помню те времена, когда эти справки приходилось брать регулярно то для оформления детских пособий, то для получения полиса. Причем на эту процедуру уходила масса времени. Сначала стоишь в очереди в один кабинет, где тебе заполняют справку, а потом в другой, чтобы поставили печать. Сейчас вся эта волокита, к счастью, отменена». А Татьяна Будаева воспитывает маленького сынишку одна. Пришла в МФЦ прописать ребенка по своему домашнему адресу и так же сделала это без проблем – не нужно в буквальном смысле бегать за бывшим супругом, чтобы тот согласился прийти в администрацию со своей домовой книгой и уточнить, что малыш не прописан по адресу папы. Вся база данных есть в МФЦ.

Кстати сказать, проблему с визированием ряда документов на землепользование сотрудниками Росреестра михайловцы решили оригинальным способом – предоставили рабочее место для сотрудника кадастровой палаты прямо в помещении МФЦ. Сегодня в многофункциональном центре Михайловки можно получить разннобразные услуги по оформлению в аренду и собственность земельных участков, архитектурной и градостроительной деятельности, заключить договора социального найма, договор приватизации жилого фонда, оформить прописку и еще множество других услуг. Недавно, к примеру, МФЦ Михайловки стал оформлять еще и страховки. Идея с мобильными МФЦ озвучена и в Волгограде. «Учитывая наличие в Волгограде отдаленных поселков, мэрия города рассматривает возможность создания мобильных МФЦ. «Они будут работать на окраинных территориях, чтобы жители этих поселков наравне с остальными горожанами могли воспользоваться удобной услугой центра по принципу «одного окна», – поясняет первый заместитель главы администрации Волгограда Андрей Горбанов.

Можно и по Интернету

Становится ясным – МФЦ в регионе не только работают по принципу «одного окна», но и сделав рабочим лозунгом поговорку: если Магомед не идет к горе, значит, гора идет к Магомеду. «Должно пройти время, прежде чем граждане привыкнут к новым структурам. Некоторые граждане предпочитают пока толкаться в очередях, но это временное явление, – считает начальник аналитического отдела фонда «Институт экономических и социальных исследований» Екатерина Анисимова, – хотелось бы посоветовать жителям региона: больше обращайтесь в МФЦ, в том числе и с помощью электронной почты. Принцип «одного окна» экономит время, позволяет человеку получить полную консультацию и решить вопросы в установленные законом сроки».

По мнению социологов, жители региона во многом живут привычками. И если в районном отделении соцзащиты Иловли, как и во многих других сельских районах, пока по-прежнему нередки очереди, жители более урбанизированных территорий стали больше предпочитать Интернет в общении с органами власти. По данным недавнего социологического исследования фонда «ИЭСИ», уже сегодня есть граждане, получавшие госуслуги в электронной форме (таких в выборке среди 5000 жителей региона оказалось более 100 человек), что является показателем, свидетельствующим о развитии доступности государственного и муниципального обслуживания. В МФЦ, по данным волгоградских социологов, последний раз получали услуги 2,6% граждан, в то время как еще год назад их количество не превышало 1%. Увеличение предпочтений граждан в пользу МФЦ зависит не только от расширения учреждений на территории области, но и от того набора услуг, организации работы, которая представлена в МФЦ. В октябре в Новониколаевском районе также начал свою работу МФЦ, по счету 20-й в Волгоградской области. Торжественное открытие МФЦ Котельниковского района, по словам его директора Валерия Шенина, состоится в начале декабря, но доступ населения к услугам многофункционального центра уже обеспечен в рабочем режиме. Это первый МФЦ в регионе, не переоборудованный, а построенный с нуля. Время обслуживания одного заявителя не превышает пятнадцати минут. Кроме госуглуг, учредители (администрация Котельниковского района) с самого начала стали расширять пакет муниципальных услуг. В районном МФЦ в данный момент можно решить вопросы, курируемые отделами образования, культуры, молодежной политики, архитектуры и экономики Котельниковской районной администрации. Специалисты многофункционального центра осуществляют подробное информирование и консультирование по предоставляемым услугам, регистрируют обращения заявителей, готовят и распечатывают выписки, где указан срок получения результата предоставления государственной или муниципальной услуги. Однако административный орган и МФЦ все же не дублируют функции – ориентируясь на открытость органов МСУ, котельниковцы, не стесняясь, идут в муниципалитет со своими предложениями, наказами, а порой и жалобами (куда же без них). Вот только с появлением МФЦ стало ясно – обратиться в органы власти можно в любой момент и без утомительных очередей.