На дорогах поставят эксперимент

В следующем году в областном центре дороги будут ремонтировать с использованием нановолокон. Как утверждают специалисты, уникальная технология, разработанная в Волгоградском государственном университете, позволит забыть о дорожном ремонте на десятилетия.

Лаборатория в Волгоградском государственном университете, где изучают свойства нановолокон, похожа на рядовую учебную аудиторию: паутину трубок и загадочных аппаратов заменяет одна установка, смахивающая на кофеварку, а студенты-исследователи не носят белых халатов. Словно сама обстановка намекает: технологии будущего здесь – обычное дело, тем более что нанопроектами госуниверситет начал заниматься еще в конце девяностых. По прошествии пятнадцати лет редкие исследования для электроники превратились в масштабное научное направление, одним из главных блоков которого сегодня является создание с помощью наноструктур абсолютно новых материалов с невероятной прочностью. В том числе – дорожного покрытия.

– Диаметр нанотрубки – несколько нанометров, длина – несколько микрометров. У этой структуры хорошо развита внешняя поверхность: она легко «цепляет» на себя различные соединения, - говорит профессор Ирина Запороцкова, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой судебной экспертизы и физического материаловедения ВолГУ. – В том числе – структурные составляющие битума. Здесь она выступает в качестве своеобразной арматуры, поддерживая форму, и в то же время – сохраняя свойства упругости. Опытным путем мы подобрали необходимые пропорции, которые позволяют сохранить это равновесие. Кроме того, углеродные трубки решают и другую проблему наших дорог – плохую связь битума с песком. Нановолокна, встроившись в битум, присоединяют и кремний – основной компонент песка. Таким образом, получается новая сверхпрочная система. Дорога с подобным покрытием способна служить десятки лет. Те 600-700 миллионов, которые каждый год тратятся на ремонт, можно будет пустить на другие нужды.

К слову о деньгах. Новые технологии при максимуме эффекта потребуют минимум вложений. Ирина Запороцкова приводит пример: допустим, для участка дороги требуется десять тонн битума, которые стоят примерно 130 тысяч рублей. В таком случае для создания «наноасфальта» потребуется закупить углеродных трубок всего на 30 тысяч рублей. Еще один плюс – кардинального обновления производства не потребуется. Нанотрубки просто добавляются в смесь.

Впрочем, даже эту сумму можно было бы уменьшить, если бы установка по производству нановолокон находилась в Волгограде. Стоит она относительно недорого – 16 миллионов рублей. Но при всей доступности, как ни странно, сегодня в России существует только одно предприятие, производящее уникальный компонент в промышленных масштабах. Находится оно в Тамбове.

В ВолГУ выражают надежду, что своя производственная площадка появится и в нашем городе, как только наноматериалы зарекомендуют себя с практической точки зрения. Первый шаг уже сделан: идею внедрения новых технологий поддержал общественный совет при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

– После презентации разработок Волгоградского госуниверситета мы обратились к мэрии с просьбой выделить небольшой опытный участок дороги, где мы могли бы положить новый асфальт, – рассказывает Армен Оганесян, председатель общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. – Произойдет это только в следующем году, поскольку расходы на ремонт дорог в этом году уже расписаны до копейки. Но за новыми технологиями будущее, и мы все должны это учитывать.