Проходной балл для вуза

Окончательный список неэффективных вузов страны планируется сформировать в течение месяца. Напомним, в нашем регионе вызвало шок известие, что Волгоградский государственный социально-педагогический университет оказался "с признаками неэффективности".

Таковы результаты мониторинга российских вузов, который проводило Минобразования совместно с Рособрнадзором в августе-сентябре. Однако есть надежда, что это не «смертный приговор», а предмет для обсуждения дальнейшей модернизации высшей школы. Консультации в столице проходят уже сейчас.

Общественность и власти Волгоградской области не смирились с выводом, что один из самых крепких вузов с большими традициями попал в «двоечники». На Межведомственную комиссию в Москву представлены аргументы региона в пользу ВГСПУ: программа развития вуза, обоснование большой значимости этого университета, в том числе как опорного центра подготовки педагогических кадров на Юге России (Волгоградская и Астраханская области, Республика Калмыкия).

Свою поддержку ВГСПУ выразили ряд депутатов Волгоградской областной думы. Они присоединились к ходатайству о сохранении самостоятельного статуса университета.

– Год назад, в октябре 2011 года, вузу исполнилось 80 лет. Его заслуги отмечались на всех уровнях, а 17 действующих педагогов – выпускников университета – получили в связи с юбилеем и празднованием Дня учителя президентские гранты. Теперь же его деятельность признается якобы неэффективной, и потому предлагается слияние этого высшего учебного заведения с одном из вузов города. Считаю необходимым поддержать стремление вуза к дальнейшему самостоятельному развитию, тем более что он располагает программой такого развития, необходимыми потенциалом и мотивацией, – прокомментировал решение своих коллег председатель Волгоградской областной думы Владимир Ефимов.

– В качестве негативного для университета фактора организаторы мониторинга из Минобразования приводят более низкую, чем в других вузах, балльность по ЕГЭ. Но ведь это объясняется тем, что вуз проводит целевой набор детей из села! Конечно же нельзя сравнивать подготовку выпускников сельской школы с городской. Университет заботится, чтобы в сельские школы приезжали работать и учить детей специалисты, и за это мы должны его только благодарить, – объяснил свою позицию заместитель председателя комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Владимир Кабанов.

– За годы развития и совершенствования образовательных программ, научно-исследовательской работы, учебно-материальной и научной базы социально-педагогический университет сформировался как современный центр образования, науки и культуры, – комментирует депутат областной думы Сергей Булгаков. – Руководство вуза всегда идет по пути развития, предлагая все новые проекты. Так, в октябре этого года специалисты вуза обратились в общественную приемную Дмитрия Медведева, сообщив, что ими разработана образовательная программа «Воспитание маленького волжанина», направленная на развитие детей дошкольного возраста. В настоящее время мы рассматриваем варианты поддержки этой программы.

Самый сакраментальный сейчас вопрос, что будет с вузами, получившими «неуд»? По заявлениям федеральных чиновников, конкретные предложения Минобрнауки РФ планирует подготовить к концу февраля.

Тут целый спектр действий. Один из вариантов: по соглашению с педагогическими коллективами вузы, попавшие в черный список, будут присоединяться к более сильным. Это крайняя мера. Что будет, если педколективы на нее не согласятся, пока не сообщается. Предстоит принять окончательные решения о том, какие мероприятия необходимо провести, чтобы улучшить позиции «неэффективных» вузов.

СПРАВКА "ВП": В мониторинге приняли участие свыше 540 государственных вузов и около 1000 филиалов. Университеты внесли показатели своей деятельности по 50 параметрам в единую информационную систему, из которых определяющими были пять. Вузы, которые не смогли преодолеть пороговые значения по 4 критериям из 5, включались в группу с признаками неэффективности. В результате туда попали 136 вузов и 450 филиалов.