Спасительная жертва

  • Спасительная жертва
  • Спасительная жертва
Торжественно встречать Курбан-байрам, приносить в этот день в жертву Богу животных – обычай, укоренившийся у мусульман со времен их праотца Ибрагима (христиане называют его Авраамом, а иудеи – Абрахамом). Мы попросили рассказать об этом празднике муфтия духовного управления мусульман нашей области Ильяса Бектемирова.

«Вы оба выдержали испытание»

– Пророк Ибрагим, – сказал Ильяс Алиевич, – был очень щедрым и гостеприимным человеком. Кто бы когда бы ни пришел к нему в гости, он обязательно зарезал бы по этому поводу овцу либо теленка, чтоб гостей угостить. Как-то люди сказали ему: «О Ибрагим, до какой степени ты щедр, если даже случайным прохожим даруешь такие дорогие угощения!» «Я ради своего Создателя на всё готов, – ответил Ибрагим. – Самым дорогим могу ради него пожертвовать, даже сына своего не пожалел бы». То есть, если бы даже у него был сын, он и его пожертвовал бы ради Создателя. Хотя у него не было сына, а супруга его, Сара, была пожилая, к тому же, бесплодная женщина.

Но с годами Ибрагим женился на другой женщине по имени Хаджар (Агарь, согласно Библии), ставшей его второй женой. Та родила ему сына Исмаила.

Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, Ибрагим увидел сон, как будто он приносит в жертву собственного сына. Бог ему якобы сказал во сне: «Исполни то, что ты обещал».

Проснувшись, Ибрагим задумался, от кого был этот сон? От Бога или же от дьявола, шайтана?

На другой, как и на третий день, он вновь увидел тот же сон. Сны пророка есть вещие сны: то, что он в них увидел, он должен сделать наяву. Ибрагим пришел к Исмаилу и сказал: «О, сын мой, я видел во сне, будто я приношу тебя в жертву Всевышнему. Как ты на это смотришь?» «О, отец мой! – ответил Исмаил. – Исполни то, что было тебе велено».

Тогда они отправились в долину, чтоб совершить это жертвоприношение. По дороге их встретил незнакомый человек и начал отговаривать Ибрагима от жертвы. Пророк, однако, понял, что слова прохожего противоречат воле Всевышнего, и следовательно, они – наущения дьявола. Ибрагим побил его камнями: он знал, что когда дьявола изгоняли из рая, в него кидали камни.

Затем дьявол встретился Ибрагиму на дороге еще дважды, и каждый раз – в новом обличье. Он также отговаривал Ибрагима от жертвоприношения, но Ибрагим вновь забрасывал его камнями.

Когда настало время жертвы, Исмаил лег, попросил отца связать его и повернуть лицом к земле, чтоб Ибрагим легче смог исполнить повеление Всевышнего. Долго настраивался Ибрагим на то, чтоб совершить эту жертву. Когда же он уже руку занес, чтоб нанести сыну смертельный удар, услышал вдруг голос, идущий с небес: «О, Ибрагим, это было лишь испытанием тебе, и вы оба выдержали его достойно».

И Аллах заменил для Ибрагима сына барашком – жертвенным животным, которое ему принес архангел Джабраил (Гавриил – в христианстве).

И с тех пор установилась традиция жертвоприношения.

Время радости, время подарков

– Происходило это в дохристианские времена, – поясняет Ильяс Бектемиров. – И Ибрагим не был ни христианином, ни мусульманином, ни иудеем. Он был единобожником, не признавал никакого другого божества, кроме единого Творца. А когда человек приносит в Курбан-байрам жертву Богу, это значит, что он, подобно Ибрагиму, готов пожертвовать ради Создателя самым что ни на есть дорогим для него. Принесенное в жертву животное мусульманин делит на три части: одну часть оставляет себе, вторую раздает бедным, третьей он должен угостить друзей.

– Всевышний Аллах говорит, – продолжает муфтий Бектемиров, – что не дойдут до Бога кровь и мясо жертвенных животных, а достигнет его только наша богобоязненность. То есть если человек зарезал барашка до молитвы, то он получит только мясо, но не более. Животное должно приноситься в жертву после проповеди и праздничной молитвы. Смысл этой жертвы – напоминание о том, что нет никакого божества, кроме единого Творца, и только он достоин этой жертвы.

– Ильяс Алиевич, расскажите, пожалуйста, как мусульмане празднуют Курбан-байрам.

– Рано утром праздничного дня мусульманину следует совершить омовение и идти в мечеть на утреннюю молитву. После нее у мусульман свободное время, но затем они вновь собираются в мечети, где мулла прочитает им проповедь. После проповеди все идут на кладбище, где будут молиться за умерших. И лишь вернувшись с кладбища домой, мусульманин приносит в жертву Богу специально откормленное домашнее животное.

Верблюд либо корова при этом приносятся в жертву из расчета на семь человек, барашек – на троих. То есть, жертвоприношение верблюда или же коровы снимает обязанность жертвы с семи человек, а жертвоприношение барашка – с трех.

Так проходит первый, главный день Курбан-байрама. На протяжении еще трех-четырех дней мусульмане ходят друг к другу в гости, дарят подарки, кормят бедных и нищих. То есть в традиции этого праздника, кроме жертвоприношений, входят еще взаимные посещения мусульман друг другом с праздничными поздравлениями. Также и детям своим в эти дни мусульмане делают подарки.

Поделиться в соцсетях