Виктор Степаненко: "Основа развития – средний класс"

Виктор Степаненко: "Основа развития – средний класс"
У историка, политолога, педагога, заместителя председателя экспертного совета фонда «Национальная экономика» Виктора Степаненко интересная судьба. Ему довелось принимать участие в миротворческой миссии в Косово. Он участвовал в организации и проведении образовательных программ на молодежных форумах на Селигере, Машуке, Якутии, Сахалине, являлся экспертом-аналитиком развития молодежного движения на Северном Кавказе. Ему и сегодня приходится много колесить по стране, общаясь с самыми различными людьми.

В нашей беседе мы попытались выяснить, в чем же заключается роль Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» и Всероссийского фонда «Национальная экономика» – непосредственных участников реализации Программы развития молодежного предпринимательства:

– Виктор Васильевич, речь идет о материальной поддержке?

– Наша цель не столько в раздаче средств на развитие предпринимательства, сколько в создании условий для того, чтобы у молодежи сформировалось желание, и была возможность начать свое дело. Ведь тот, кому просто дают деньги, никогда не станет настоящим, успешным предпринимателем. Главное – научить, показать, как избежать традиционных ошибок, которые чаще всего совершают начинающие предприниматели.

– Ваша деятельность распространяется только на Волгоградскую область?

– Нет, конечно. В настоящее время программа реализуется в 55 субъектах России, в том числе в Волгоградской области и на Северном Кавказе.

– Это как-то связано с острой проблемой безработицы в республиках Северного Кавказа?

– Прямой зависимости нет. Скорее, можно говорить о целом комплексе мер по поддержке самой активной, «креативной» категории молодых людей, вне зависимости от региона проживания. Внутренний потенциал молодежи, которая в нынешних условиях начинает предпринимательскую деятельность практически «с нуля», не должен оставаться без внимания и поддержки. Это важно, прежде всего потому, что именно молодежь обладает тем энергетическим потенциалом, который способен поднять экономику страны. Те, кто сегодня начинают свой путь в бизнесе, несут в себе больше позитивного и конструктивного заряда, чем те, кто стали олигархами в смутные девяностые.

– А как проходил отбор кандидатов на обучение? Какие качества человека указывают на то, что ему противопоказано быть коммерсантом, предпринимателем?

– Программа предусматривает несколько блоков тестирования, направленных на выявление необходимых психологических качеств кандидата. Но окончательное решение принималось после собеседования с квалифицированными экспертами. Их достаточно много. Можно назвать такие имена: Ксения Федорова, Любовь Крысина, Наталья Кознова и целый ряд других – мы стараемся держать высокую планку. Важно было определить, для чего тот или иной молодой человек принимает участие в нашей программе. Что для него является приоритетом: получить гранты, единовременную финансовую поддержку, или он решил овладеть гораздо более ценным – знаниями, без которых не обойтись в дальнейшем. К тому же следует учесть, что за информацию, которую он получает в рамках программы бесплатно, консалтинговые агентства и «звездные» бизнес-тренеры запрашивают огромные суммы. Что же касается качеств, необходимых предпринимателю, скажу одно: им никогда не станет тот, кто одержим маниловскими мечтами. Здесь нужно быть реалистом, готовым зачастую работать 24 часа в сутки.

– Вы довольны тем, как проходит Программа развития молодежного предпринимательства в нашем регионе?

– Она действует здесь уже второй год. Можно сказать, что основные задачи программы были нами достигнуты. Кроме того, мы учли некоторые моменты, необходимые для совершенствования процесса обучения. В этом году увеличилось количество участников, и отбор прошли уже не двести, а семьсот человек. Отмечу, что обучение сейчас идет как в Волгограде, так и в области. Я, например, недавно вернулся из Михайловского района, где у нас в течение двух дней шли обучающие семинары на базе Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета.

– Если говорить о районах, то существует стереотип, что все предприниматели здесь – фермеры. А в реальности, чем бы хотела заниматься сельская молодежь?

– Интересы достаточно широкие. От производства меда и открытия автомоек до создания event-агентств. К сожалению, молодежь пока не стремится освоить «региональный бренд» – производство изделий из пуха. А ведь этим особенно славится Урюпинский район, где выведена уникальная порода «пуховых» коз. Или взять местное уникальное горчичное масло. Один из аспектов нашей программы заключается в оценке новизны и оригинальности бизнес-идеи, которые разрабатывает молодежь. Я уверен, что предпринимательский дар заключается не только в том, чтобы сделать что-то лучше других, но и талантливо, ярко это преподнести.

– Что же касается самой молодежи, очень важно, наверное, доходчиво и неформально донести до них нужные им знания...

– Мы попытались сделать это во время проведения семинаров в рамках информационного форума. Для многих ребят было, например, открытием, что предпринимательство на Руси имеет ничуть не меньшие корни, чем на Западе. Первый известный нам договор между Русью и Византией, когда князь Олег прикрепил свой щит на вратах Царьграда, был именно торговым. В нем были четко прописаны права наших купцов, вплоть до того, что они согласно договору имели право посещать местные бани. И все, чего добивался князь огнем и мечом – это установление равноправных торговых отношений. Вот такое своеобразное «вступление в ВТО» произошло в X веке.

– Многих волнует, насколько эффективны подобные обучающие программы, чего удается достичь в итоге?

– Наша задача заключается в том, чтобы добиться максимально возможного эффекта. Но хочу отметить, что наше общество сегодня только на полпути к созданию устойчивого среднего класса – основы развития. Только тогда можно будет говорить о стабильности и процветании России, которые исключат возврат к прошлому. При этом наивно было бы ожидать скорых результатов. Это все равно, что ждать богатого урожая фруктов от саженца. Всем скептикам я отвечаю: «Делать что-то всегда лучше, чем ничего не предпринимать».

– А каков в целом, на ваш взгляд, предпринимательский климат в Волгоградском регионе?

Вопреки сложившемуся убеждению о некоем негативном предпринимательском имидже в обществе, я этого не замечаю. И особенно здесь. Обращает на себя внимание серьезное отношение со стороны областной власти к проблеме развития молодежного предпринимательства. Губернатор Сергей Боженов даже попросил перенести время открытия нашего информационного форума для того, чтобы он смог лично принять в нем участие. И его выступление, на мой взгляд, было очень содержательным и дало существенный импульс в реализации программы.

В целом, предпринимательский имидж в обществе зависит от наших общих усилий, направленных на то, чтобы придать бизнесу социальную направленность. Я обратил внимание на новый игровой аппарат, который установили в «Карусели». Подумайте, можно ли того, кто это сделал, считать предпринимателем в полном смысле этого слова? В прошлом веке один из известнейших исследователей бизнеса Йозеф Шумпетер для определения субъекта предпринимательства ввел такое понятие, как «новатор». Это тот, кто получает прибыль за счет риска и инноваций. Для того, чтобы сойти с нефтяной и сырьевой «иглы» России нужны не те, кто покупают и перепродают, а думающие и энергичные новаторы – наша молодежь, молодые предприниматели.

Поделиться в соцсетях