В Волгоградской области в первом чтении принят бюджет на 2017 год и плановый период 2018-го и 2019 годов. Даже в непростых экономических условиях удалось сохранить бездефицитную модель. Областная казна сформирована по принципу максимальной экономии, однако это не отразилось на выполнении социальных обязательств – все они обеспечены финансированием.
Формирование областного бюджета на ближайшие три года происходило в условиях западных экономических санкций и непростой международной обстановки. Однако составители главного финансового документа выбрали стратегию сохранения устойчивого и сбалансированного бюджета без дефицита. По словам первого заместителя губернатора – председателя комитета финансов Волгоградской области Александра Дорждеева, главный финансовый документ предусматривает выполнение всех социальных обязательств и майских указов Президента России с учетом долгосрочной стратегии развития Волгоградского региона. Предполагается, что доходы и расходы областной казны в 2017 году составят 73,1 млрд рублей, в 2018-м – 75,1 млрд рублей, в 2019-м – 77,7 млрд рублей.
Расходная часть бюджета региона представлена 27 госпрограммами Волгоградской области, которые разработаны в соответствии со стратегией развития региона. Затраты на эти цели в 2017 году – 66,8 млрд рублей, или 91,4 % от общего объема расходов.
Большая часть расходов приходится на социальную сферу – адресная поддержка, образование, здравоохранение. В приоритетах также подготовка к 75-летию победы в Сталинградской битве и ЧМ-2018, развитие транспортной инфраструктуры, внутреннего и въездного туризма, благоустройство муниципальных образований, поддержка промышленности и АПК. Так, в 2017–2019 годах заложено финансирование благоустройства центральных усадеб сельских поселений Волгоградской области, внутридворовых площадок Волгограда по программе «Наш двор – наш дом». Напомним, этот проект был инициирован губернатором Андреем Бочаровым, на федеральном уровне его поддержал нынешний спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Помимо прочего, бюджет предусматривает и создание регионального Фонда промышленного развития (ФРП) – регионального аналога федерального института развития и поддержки промышленности.
– На это заложено 100 млн рублей. Это позволит привлечь 220 млн рублей из Федерации и тем самым сформировать базу, чтобы промышленные предприятия получали конкретную поддержку и наращивали производство для последующего формирования доходной части бюджета, – рассказал председатель комитета по промышленности, ТЭК, транспорту и дорожному хозяйству Волгоградской облдумы Дмитрий Калашников.
Эксперты сходятся во мнении, что основное достижение при формировании бюджета региона – обеспечение в сложных экономических условиях всех социальных обязательств, а также сохранение средств на развитие.
– Самое главное, на мой взгляд, что сохранены объемы социальной поддержки, – считает политолог Аркадий Глазков. – Более того, с принятием бюджета вступят в силу новые меры соцподдержки для отдельных категорий граждан, в частности выплата в 25 тыс. рублей на рождение первого ребенка молодым семьям до 23 лет, а также ежемесячные выплаты для тех, кто служит в армии и имеет детей, для студентов с детьми. Фактически мы видим социальную ориентированность бюджета – это главное.
По мнению журналиста, члена Клуба экспертов Натальи Карповой, один из важнейших аспектов – заложенные в бюджет средства на реализацию инфраструктурных проектов:
– Мы видим, что средства пойдут на развитие области. Здесь и реализация инфраструктурных проектов, и поддержка национальной экономики, образования, здравоохранения. Приоритетным направлением, безусловно, остается социальная политика. Отдельная статья расходов посвящена реализации очень актуальной для всего региона программы благоустройства дворовых территорий «Наш двор – наш дом». И хотя мы понимаем, что бюджет принимался в непростых экономических условиях, он четко проработан и дает возможность региону продвигаться по ключевым, стратегическим направлениям.