Сегодня появляется все больше учреждений, адаптированных для детей, имеющих проблемы со здоровьем. И все же их еще явно недостаточно. «Крестьянская жизнь» выяснила мнение специалистов и других жителей региона по поводу перспектив расширения сети таких объектов.
Надежда Васильева, координатор программ фонда «ДетскиеДомики» в Волгоградской области
- На мой взгляд, специальные учреждения для детей-инвалидов заново создавать не нужно . Лучше наоборот, учреждения адаптировать, чтобы в них могли ходить и здоровые, и дети с инвалидностью. Но тут возникает другая проблема. У нас много адаптировано учреждений – те же подростковые клубы, детско-юношеские центры, которые находятся в ведении КДМа. Они готовы работать с особыми детками, но у них нет выхода на эти семьи. Об этих семьях знает комитет здравоохранения, но у него нет госзадания, чтобы этим семьям давать список учреждений, куда они могут повести своих детей учиться, получать дополнительное образование. В идеале, родители ребенка-инвалида в самые ранние сроки должны получать памятку, где они своего ребенка могут лечить, где обучать, где заниматься спортом и творчеством.
Лидия Магнитская, руководитель Общества помощи детям им. Выгодского.
- У нас в регионе есть дорожная карта по доступной среде, но она касается людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. А мы работаем с детьми, у которых ментальная инвалидность или проблемы психо-неврологической сферы. Им нужна дорожная карта по медицинской и социальной реабилитации, по образованию, каким бы оно не было – инклюзивное, интегративное, главное, чтобы оно решала их проблемы. Чтобы это было близко к дому, чтобы у детей было общение, дополнительное образование и спорт. Наши ребята с синдромом Дауна ходят в бассейн и показывают хорошие результаты. Им нужна гимнастика, они очень пластичные. Волгоградские специалисты по адаптивным видам спорта не работают с инвалидами, у которых есть ментальные нарушения. А зря! Ведь есть не только Паралимпийские Игры, но и Олимпиада для людей с ментальными нарушениями.
Галина Морозова, председатель областного фонда «Дети в беде»
- Среди наших подопечных есть категория ребят от 18 лет, имеющих задержку развития или нарушения опорно-двигательной системы. Они очень хотят быть самостоятельными и полезными в обществе. Поэтому помимо реабилитации, нужно решать вопрос о трудоустройстве этих молодых людей, пусть на пару часов в день, пусть с тьютером. Работодатели не хотят, а порой и не могут их брать на работу официально. В сотый раз говорю, что это заблуждение, что если человек не может расписываться, то и работать не сможет. Наши ребята, хоть и не могут расписаться, но они очень исполнительные дворники, озеленители, технички, фасовщики. Сейчас несколько таких ребят трудоустроены в социальном магазине. И для нас важно, чтобы такой опыт поддерживаемого трудоустройства был не единичным, чтобы они могли работать официально рядом со своим домом.
Ольга Сафонова, мама ребенка-инвалида
- Сегодня дети с инвалидностью охвачены и образованием, и реабилитацией, но как только становятся постарше, все заканчивается, они оказываются в четырех стенах квартиры, и все общение ограничивается членами семьи. Единственный опыт работы с молодыми инвалидами – выпускниками коррекционных школ – в центре «Теплый дом». Эта форма трудовой и социальной реабилитации для наших деток уникальна. С ними работают специалисты и не теряются те навыки и знания, которые они приобрели в коррекционных школах. Наши взрослые дети здесь и готовят, и музыкой занимаются, и шьют, вяжут, делают поделки, а главное, общаются.Но такой «Теплый дом» должен быть не один на весь город, а в каждом районе, в шаговой доступности.
Марина Лебедева, медсестра.
- В работе мне приходится часто сталкиваться с детьми, имеющими инвалидность. И я вижу, как меняется, хоть и очень медленно, отношение к ним. Буквально лет 10 назад на них показывали пальцем не то что здоровые дети, но и здоровые взрослые, отказывались плавать с ними в одном бассейне или сидеть на одном диване. Люди стали милосерднее, но теперь нужно сделать еще один важный шаг, научить этих детей быть самостоятельными, дать возможность эту самостоятельность проявить. У них должна быть возможность выбирать, где жить, где работать, с кем создавать семью. Только тогда они будут счастливы, а это именно то, чего хотят их родители.Я знаю, как бояться эти ребята после смерти своих мам оказаться недееспособными в казенном учреждении. Но им нужны не интернаты, а что-то вроде общежития, где многие из них смогут жить самостоятельно, достаточно куратора или наставника, который будет регулярно проверять, все ли в порядке и помогать в случае необходимости.