Муниципалитетам напомнили об эффективности

Накануне оптимизации структуры обладминистрации в регионе подвели итоги мониторинга эффективности исполнительной власти на местах. Его результаты могут показать главам местного самоуправления слабые места и основные векторы необходимого усиления активности.

Комитет экономики Волгоградской области представил результаты ежеквартального мониторинга оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (МСУ) в регионе. Система оценки позволяет определить зоны, требующие приоритетного внимания органов руководителей, и выявить внутренние ресурсы для повышения качества предоставляемых населению услуг. Работу оценивали по 40 различным показателям, в том числе объему инвестиций в основной капитал, среднемесячной зарплате, кредиторской задолженности в ЖКХ, объемам производимой сельхозпродукции, состоянию дорог и обеспеченности автотранспортом. Объективная система оценки нужна для широкого распространения лучших муниципальных практик и опыта, а также для выстраивания гибкой и справедливой системы межбюджетных отношений, которая должна стимулировать муниципальные власти к проведению преобразований.

Лидерами по региону оказались городские округа Камышин и Волжский и Камышинский муниципальный район. У возглавляющего рейтинг Камышина высокий удельный вес (8,6%) поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, а также высокая доля детей в возрасте от 1–6 лет, получающих дошкольное образование. Кроме того, в Камышине отмечена большая протяженность автодорог, отвечающих нормативным требованиям.

Рейтинг эффективности деятельности органов МСУ помог выявить слабые и сильные стороны городских округов и муниципальных районов Волгоградской области. Так, одним из критериев оценки была динамика среднемесячной зарплаты по предприятиям обрабатывающих производств. За девять месяцев 2016 года в Волгоградской области среднемесячная зарплата по предприятиям обрабатывающих производств составила 31,9 тыс. рублей, что на 11,6% больше аналогичного периода 2015 года. Выросла по сравнению с прошлым годом и доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения.

Годовой план по налоговым доходам в местные бюджеты за девять месяцев 2016 года в целом муниципальными образованиями Волгоградской области исполнен на 67% при увеличении поступлений в местные бюджеты на 9,2%. План по земельному налогу за этот период в целом по региону всеми муниципальными образованиями исполнен на 53,2%, при снижении поступлений в местные бюджеты на 36,1%. Что касается налога на имущество физлиц, за этот период в целом по Волгоградской области всеми муниципальными образованиями он исполнен на 22,3%, при снижении поступлений в местные бюджеты на 60,2%. Однако в целом на территории Волгоградской области снижение уплаты налогов в местные бюджеты объясняется регуляторными причинами. Дело в том, что в этом году срок уплаты имущественных налогов изменен с «не позднее 1 октября» на «не позднее 1 декабря».

Среди слабых мест отмечено наличие высокой кредиторской задолженности в ЖКХ. В частности, 17 из 29 муниципальных районов и пяти городских округов превысили предельное значение в 200 рублей на одного жителя. Самый высокий уровень в Волгограде – 5,7 тыс. рублей на одного жителя.

Также в целом по районам была отмечена высокая протяженность дорог, не отвечающих нормативным требованиям. Практически во всех муниципалитетах уровень не превышает 61%, а в Киквидзенскои районе – 81% некачественных дорог. Оценивались районы еще и по обеспечению населения услугами автотранспортных и железнодорожных перевозок. Всего четыре муниципалитета показали полный охват, в шести районах значения показателя варьируются от 0,01% до 1%, еще в 16 – от 1,01% до 5% и в пяти – от 5,01% до 10%.

По результатам рейтинга комитет экономики составил рекомендации по повышению эффективности работы органов местного самоуправления. Среди них необходимость проводить системный мониторинг погашения задолженности за потребленные энергоресурсы и осуществлять контроль за деятельностью муниципальных коммунальных предприятий. Муниципалитетам рекомендовано сформировать реестры автобусных маршрутов и организовать проведение открытых конкурсов для допуска перевозчиков к обслуживанию маршрутов по нерегулируемым тарифам. В сфере дорожного хозяйства назначили проведение инвентаризации автомобильных дорог и предусмотреть в местных бюджетах ассигнования в достаточных объемах на цели модернизации и реконструкции автопокрытия.

DNG