Тайны сталинградских речных конвоев

  • Теплоход "Иосиф Сталин" выходит из первого шлюза только что открытого Волго-Донского судоходного канала, 1952 г., Сталинград
  • А так "Иосиф Сталин" выглядел в 1938 году: он был на праздновании 1 мая в Москве
  • Дайверы перед погружением
  • Ребята из клуба юных моряков "Нахимовец" помогут участникам экспедиции архивными поисками
Волгоградские дайверы ищут разгадку гибели парохода «Иосиф Сталин». После войны газеты рапортовали о подъеме со дна Волги известных судов, расстрелянных фашистами. На деле часть из них была воссоздана заново, а останки подлинных остались покоиться под волжскими волнами. Установить истину решили дайверы – участники экспедиции «Тайны сталинградских конвоев»

После войны газеты рапортовали о подъеме со дна Волги известных судов, расстрелянных фашистами. Но историки полагают, что на самом деле многие останки кораблей до сих пор покоятся в Волге. Увидеть их решили дайверы – об экспедиции «Тайны сталинградских конвоев» узнала Надежда Магнитская.

Как погиб «Александр Невский»

В истории Великой Отечественной войны не было водных переправ, подобных сталинградским. Волга являлась важнейшей нефтеносной артерией всю войну, а сам Сталинград был крупнейшим ж/д узлом, и немцы делали все возможное, чтобы перекрыть поставки горючего советским войскам. Во время битвы волжские переправы в какой-то момент и вовсе стали единственным путем, по которому наши войска могли получать боеприпасы и пополнять личный состав.

Бронекатера, тральщики и другие суда под огнем вражеской артиллерии и авиации совершили более 35 тыс. рейсов, перевезли на правый берег Волги свыше 90 тыс. человек и 13 тыс. тонн грузов. Из осажденного города эвакуировали до 52 тыс. человек. За время битвы речной флот потерял 224 единицы различных судов – чуть меньше половины от общего количества Каспийской флотилии.

Пароход «Александр Невский», который 27 августа 1942-го выполнял рейс по эвакуации нескольких сотен мирных жителей, был атакован немецкими бомбардировщиками и загорелся. Большинство людей спаслись – капитан сумел вывести корабль на песчаную отмель и эвакуировать пассажиров. Потом корабль затонул.

– Ежегодно мы проводим мероприятия, где отдаем почести погибшим кораблям, – говорит руководитель клуба Александр Филатов. – Раньше приглашали ветеранов, теперь им сложно добраться до нас, но дети моряков и пехотинцев, погибших в битве за Сталинград, присутствуют всегда.

Последний рейс «Иосифа Сталина»

Юных моряков очень интересует история, и они решили помочь дайверам в поиске останков кораблей. Одним из самых интересных объектов является теплоход «Иосиф Сталин». В ночь с 26-го на 27 августа 1942 года предположительно в районе с. Ерзовка он был потоплен вместе с эвакуированными сталинградцами.

По одной из версий, в те жаркие августовские дни из Сталинграда в Горький отправили три судна – «Михаил Калинин», «Парижская коммуна» и «Иосиф Сталин». Всю ночь красноармейцы принимали на борт раненых бойцов и семьи из осажденного города. Но к Волге вышли немецкие части. Фашисты приказали кораблям пристать к берегу. Капитаны «Калинина» и «Парижской коммуны» сделали вид, что послушались, и приблизились, а затем ушли вверх по Волге. Обманутые гитлеровцы обрушили всю огневую мощь на «Иосифа Сталина» – он находился в 200 м от орудий, и противник без проблем расстреливал теплоход.

На судне вспыхнул пожар, многие пассажиры и члены команды погибли. Чтобы спасти оставшихся, капитан Иван Рачков решил посадить пароход на песчаный мол. Он получил ранение, но оставался на посту и руководил операцией до самой смерти. Члены экипажа привязали тело капитана к скамейке и спустили в воду – его подобрали на переправе...

Заменил капитана первый штурман Александр Строганов – он спас часть людей, сумев довести теплоход до отмели. Но был смертельно ранен и погиб вместе с судном, которое затонуло на малой глубине – над Волгой осталась мачта с красным флагом.

Истина под слоем воды

Поисковики считают, «Иосиф Сталин» до сих пор лежит на дне водохранилища, на глубине 25 метров.

– Корабль с таким именем после войны конечно же хотели поднять, – рассказывает заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева. – Но во время работ судно разломилось на две части.

Удалось ли поднять останки, не известно. После войны в газетах сообщали, что «Иосиф Сталин» восстановлен. Но, говорят, что на самом деле судно отстроили заново на Сталинградской верфи. А настоящий «Иосиф Сталин» до сих пор покоится в Волге.

Поможет «Моби Дик»

– Мы уже обследовали один из затопленных объектов, входящих в состав конвоев, – баржу «Обь», – рассказал дайвер Константин Редькин. – Найденные гильзы и часть такелажа подтверждают, что судно затонуло именно во время Сталинградской битвы.

Но работать сложно: плохая видимость, нагромождения бревен создают опасность, поэтому дайверы пока производят только выборочные погружения. Но экспедиция будет! Помогут карта затонувших объектов, предоставленная музеем-заповедником «Сталинградская битва» и прибор, изобретенный в Волгограде.

- Его назвали «Моби Дик», двигатели аппарата выдерживают давление до 1200 атмосфер, – говорит Михаил Локтионов. – Управляется при помощи специального джойстика, аппарат можно поворачивать под водой, наклонять и регулировать поле зрения. Надеемся на успех экспедиции!

Фото: архив дайверов, beta.diary.ru

DNG

Поделиться в соцсетях