Александр Егоров: "Нет смысла лишний раз «дергать» и проверять добросовестную организацию"

Александр Егоров: "Нет смысла лишний раз «дергать» и проверять добросовестную организацию"
Более 150 млн рублей НДФЛ удалось дополнительно собрать в областной бюджет по итогам работы комиссии по легализации налоговой базыза 5 месяцев 2015 года. Об особенностях ее работы и компаниях, рискующих попасть в поле зрения налоговиков, "Волгоградской правде" рассказал начальник отдела по работе с налогоплательщиками Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) в Волгоградской области Александр Егоров.

– Александр Владимирович, какова динамика поступлений НДФЛ в бюджет Волгоградской области?

– Налог на доходы физических лиц в нашем регионе, как и в других субъектах РФ, основной источник формирования бюджета. Его поступления на протяжении многих лет характеризуются постоянной положительной динамикой. В 2014 году было собрано 26,2 млрд рублей, рост относительно 2013 года составил 8,3%, или 2 млрд рублей, при росте фонда оплаты труда в регионе на 7%. При этом среднероссийский темп роста поступлений НДФЛ в 2014 году сложился на уровне 107,6%, а средний темп роста по Южному федеральному округу составил 106,5%.

За I квартал 2015 года поступления по НДФЛ составили 5,7 млрд рублей при темпе роста 105,3%. Среднероссийский темп роста за этот период – 104,0%, по ЮФО – 101,2%. Бюджетные назначения консолидированного бюджета на I квартал 2015 года исполнены на 101% (областной бюджет – 101%, бюджеты муниципальных образований исполнены на 100,2%).

– Какую долю в увеличении поступлений НДФЛ в бюджет обеспечивает работа комиссии по легализации объектов налогообложения? Расскажите о результатах деятельности комиссии за последнее время.

– Общая сумма дополнительных поступлений от работы комиссий по легализации налоговой базы в части НДФЛ на 1 июня 2015 года составила 158,5 млн руб., что на 37% больше поступлений за аналогичный период 2014 года. В период с января по июнь 2015 года комиссия выявила более 5,8 тыс. налогоплательщиков, которые выплачивали зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности (ВЭД). Почти половину из них – 2,14 тыс., или 42% – удалось заслушать на заседании комиссии. Порядка половины из их числа – 1,1 тыс. – заслушали налоговые органы, с остальными – 1,03 тыс. – работали органы местного самоуправления. В результате 1,3 тыс. работодателей, или 60,8% от общего количества заслушанных на комиссиях, повысили заработную плату. В итоге сумма дополнительных поступлений в бюджет составила 15,3 млн рублей.

Еще 8,2 тыс налогоплательщиков не перечисляли и снижали перечисления по НДФЛ, комиссия заслушала 3 тыс или 35,8% из них. В том числе 2 053 налогоплательщика в налоговых органах и 883 – на комиссиях при муниципальных образованиях. Сумма дополнительных поступлений в бюджет составила 143,2 млн. рублей.– Как строится работа комиссии с налогоплательщиками?

– Главная цель работы комиссии – увеличить поступления налогов в бюджет. В центре нашего внимания налогоплательщики, в отношении которых установлены факты неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления НДФЛ, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Также мы работаем с теми организациями, в отчетности которых отсутствуют объяснимые причины результатов деятельности. Также комиссия может заинтересоваться налогоплательщиком, которого можно с большой вероятностью заподозрить в уклонении от уплаты НДФЛ. Наша задача – побудить компанию к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и не допустить нарушений налогового законодательства в последующих периодах.

На заседаниях комиссии также рассатриваются вопросы формирования налоговой базы и уплаты различных видов налогов.

– Как происходит отбор налогоплательщиков для работы комиссии? Назовите формальные основания для приглашения компании на «разбор полетов» по уплате НДФЛ.

– Отбор налогоплательщиков для приглашения на комиссию проводится на основании списков, формируемых по итогам анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика. Это налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями. Не останутся без внимания комиссии и налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС. Кроме того, это налогоплательщики – налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц, которые, во-первых, имеют задолженность по перечислению НДФЛ, а во-вторых, снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%. Наконец вызов получат организации, выплачивающие зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

– Индивидуальные предприниматели попадают в поле зрения комиссии?

– Да, безусловно. Комиссию интересуют ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы дохода, полученного за налоговый период. А также ИП, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо вообще не представившие налоговые декларации.

Причем вызов на заседание комиссии могут получить и физические лица, не задекларировавшие полученные доходы. Комиссия может начать работать и с другими налогоплательщиками, например с теми, в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, а назначение выездных налоговых проверок малоэффективно, а также налогоплательщиками, заявляющими возмещение НДС.

– Почему не стоит игнорировать вызов на комиссию?

– По сути, работа с комиссией – шанс для организации исправить те факты хозяйственной деятельности, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недоплате налогов, сокрытии доходов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений. Комиссии дают возможность налоговому органу и организации договориться об исправлении ситуации без длительных проверочных процедур, судебных разбирательств и споров.

Если же налогоплательщик без уважительных причин не явился на комиссию, а данные его отчетности не говорят о положительном изменении финансового состояния, налоговики не оставят его без внимания. Он может получить повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС России, далее на заседание комиссии в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации или в межведомственную комиссию при администрации Волгоградской области и органах местного самоуправления. В самом крайнем случае последует выездная налоговая проверка.

– Часто ли приходится применять крайние меры?

– Нет, потому что на территории Волгоградской области уже не первый год проводится политика проведения контрольных мероприятий только в отношении тех налогоплательщиков, которые заведомо нарушают налоговое законодательство. В отношении добросовестных налогоплательщиков мы такие проверки не проводим – просто нет смысла лишний раз «дергать» и проверять организацию.

DNG