Анна Писемская: «Мы научились работать на опережение»

Волгоградская правда
2020 год выдался непростым для всех. Предпринимателей же пандемия поставила перед жестким выбором: навсегда закрыть свое дело или, несмотря на кризис, постараться сохранить насколько возможно. О мерах поддержки МСП и динамике в волгоградском бизнесе рассказала заместитель губернатора Волгоградской области Анна Писемская.

Власти ориентированы на реальную поддержку бизнеса

– Пандемия для всех — большое испытание. Какая поддержка была доступна предпринимателям в этот непростой период 2020 год?

– Если говорить о бизнесе в широком смысле, то пандемия в первую очередь негативно отразилась на количестве рабочих мест и уровне материального благосостояния людей. Чтобы максимально минимизировать последствия ограничительных мероприятий, в регионе был разработан план действий, в том числе с участием бизнес-сообщества. Мы тщательно анализировали предложения, поступающие в специально созданную комиссию, и многие в итоге легли в определенные нормативные акты. В том числе определялись и меры поддержки. Среди них имущественная: мы освободили бизнес от каких-то обязательных платежей, включая аренду земельных участков и недвижимости. На федеральном уровне действовали кредитные инструменты, снижалась налоговая нагрузка. Как только правительство определило перечень пострадавших отраслей, мы сразу же адресно доводили все меры до предпринимателей. Вносили свой вклад государственное автономное учреждение Волгоградской области «Мой бизнес», уполномоченный по правам предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Общественная палата, деловые сообщества.

– Каков общий объем оказанных мер поддержки?

– По итогам прошлого года региональная цифра – 5 млрд рублей. И сегодня благодаря мерам, которые были заблаговременно приняты в декабре, к этому объему добавились еще 2,4 млрд. В общей сложности поддержку получили 50 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Пандемия научила нас работать не просто быстро, а сверхбыстро, на опережение. Ну а эффективность пусть оценит уже бизнес.

– В наступившем году прежняя помощь остается доступной? Может, ожидаются нововведения?

– Естественно, будет доступен ряд мер 2020 года. Из федеральных, например, льготное кредитование. Только процент с 8,5 снизился до 7 — на это повлияла ключевая ставки Центробанка. Остается налоговый капитал, который государство предоставило самозанятым в сумме 12 130 рублей. Многие его еще не выбрали по прошлому году, и в 2021-м также могут им воспользоваться. В целом в Волгоградской области действуют 18 мер поддержки. Так, по-прежнему сохраняется мораторий на проверки. Правда, если раньше он распространялся на все субъекты бизнеса, то сейчас – на малое и среднее предпринимательство.

На региональном уровне есть определенные объемы поручительств, которые мы можем выдать МСП для получения кредитных ресурсов у банков. Мера поддержки предоставляется Гарантийным фондом Волгоградской области. Другой Фонд – микрофинансирования – определил четыре новых пакета господдержки. Предприниматели могут получить суммы до трех миллионов на срок до двух лет под комфортный процент годовых— от 2,1 до 6,5.  Для стимулирования и привлечения инвесторов действует мораторий на расторжение соглашений, ведь не секрет, что в сегодняшних условиях не все могут выполнить свои обязательства в полном объеме.  Бизнес в прошлом году просил ввести мораторий на переход к исчислению налога на имущество для организаций от кадастровой стоимости. Мы его утвердили и оставили в этом году. А у нас есть 12 тыс. объектов, потенциально подпадающих под это налогообложение. Анализ показывает, что бизнесу удобнее использовать для этого среднегодовую стоимость.

Корректировка по кадастру прошла успешно

– Очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости и земель завершилась в прошлом году. Увеличит ли нагрузку на предпринимателей скорректированная кадастровая стоимость?

– Необходимость и периодичность проведения государственной кадастровой оценки установлены федеральным законодательством. За последние три года оно изменилось в лучшую сторону для бизнеса и населения. Первоначально процедуру требовалось проводить не чаще одного раза в три года и не реже, чем один раз в пять лет. В Волгоградской области всегда придерживались предельных сроков. Сейчас четкий алгоритм – один раз в четыре года.

В предыдущих турах кадастровой оценки в государственном фонде данных по объектам недвижимости фигурировала цифра почти в 6 трлн рублей. Замечу, что за последние годы накоплено 500 тыс. объектов оценки, но после всех итогов оспаривания ГКО в прошлом году на начальном этапе сумма составляла чуть меньше 5 трлн. А сегодня мы видим во внесенных данных с учетом увеличенного количества объектов 4,5 трлн, поэтому нельзя говорить о росте кадастровой оценки. Наоборот, идет четкое снижение. К примеру, по землям населенных пунктов вообще на 45 процентов.

– И все-таки кто-то не согласен с новой стоимостью своих объектов, есть случаи, когда она наверняка стала выше. Можно ли оспорить решение?

– Закон содержит все необходимые для этого инструменты. Раньше юрлицам необходимо было пройти комиссию, специально созданную при Росреестре, а при несогласии с ее решением обращаться в судебные инстанции. Сегодня есть два способа. Во-первых, такая же комиссия, но уже не при Росреестре, а при комитете по управлению госимуществом Волгоградской области. Во-вторых, тот же суд, но уже без обязательной предварительной процедуры прохождения через комиссию.

В статистике есть положительная динамика

– Какие проблемы МСП выявила пандемия?

– Если бы у нас все и всегда работали абсолютно прозрачно, многие меры поддержки дошли бы до своих адресатов в полном объеме. Учитывая, что есть неофициальное трудоустройство, «серые» зарплаты, то и право на грантовую поддержку государства в 12 130 рублей на каждого работника смогли реализовать не все работодатели.

– Сократилось ли количество предпринимателей за прошедший год? Об этом говорят довольно часто.

– Здесь сложно ответить однозначно. И вот почему. До 2016 года ресурсным источником информации был Росстат, потом стал налоговый орган, который ежегодно актуализировал перечень субъектов МСП. Поскольку не все из них подавали отчетность, то шло сокращение. Надо учитывать и то, что фирмы начинают оптимизировать налоговые режимы, выбирая наиболее комфортные для ведения бизнеса. В итоге одна часть разукрупняется, а другая, наоборот, объединяется. Процесс — естественный. Сегодня у нас порядка 94 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, включая и самозанятых — их насчитывается 21 тыс. Тем, кто сам оказывает услугу и является источником своего дохода, проще перейти в эту новую категорию и вести деятельность в более комфортном режиме. И число самозанятых растет. Еще одна цифра — сегодня в МСП заняты 250 тыс. человек, то есть каждый пятый трудоспособного возраста. А годом ранее в этой сфере трудились 240 тысяч. Так что положительную динамику все–таки видим.  Замечу, что там, где государство поддерживает бизнес, он будет расти.

– А какими интересными мероприятиями для МСП запомнился 2020 год?

– Кроме традиционных обучающих семинаров и консультационных мероприятий есть события, которые объединяют предпринимателей на уникальных информационных площадках. В прошлом году использовали смешанный формат и все онлайн-ресурсы при проведении форума «За бизнес». Конечно, не хватало очного общения, драйва, который дает общение face to face. Но онлайн-площадки позволяют организовать более масштабные мероприятия. Количество участников превысило даже самые смелые ожидания – на форуме «Вперед, на экспорт!» к нам подключались не только из других субъектов РФ, но даже других стран. Наверное, будущее за такими гибридными формами проведения мероприятий.

Сервисы в помощь

– В чем особенность Центров молодежного инновационного творчества?

– В прошлом году мы открыли два абсолютно разноплановых ЦМИТа. Центры позволяют получить доступ к аддитивным технологиям, включая трехмерное моделирование, прототипирование. Это дает возможность наладить определенное мелкосерийное производство продукции и, соответственно, способствует внедрению инноваций предпринимателями, позволяет им реализовывать свои идеи. Так что у нас ЦМИТы ориентированы на поддержку МСП. 

– Насколько помогают бизнесу в развитии сервисы?

– Сегодня идет определенный цифровой прорыв в развитии информационных коммуникаций государства и бизнеса. Все сервисы содержатся на сайте налогового органа, министерства экономического развития, правительства. Волгоградский регион тоже не остался в стороне. На наших сайтах также размещены определенные цифровые сервисы и онлайн-площадки. И работа в этом направлении продолжается.

Читайте Волгоградская правда.ру в:

Поделиться в соцсетях:

нет

Добавить комментарий