Автогражданка на перепутье

Автогражданка на перепутье
Как будет развиваться рынок ОСАГО, если законодатели повысят размеры страховых выплат. Страховые компании под разными предлогами начали уклоняться от заключения договоров по ОСАГО. Такой поворот событий не только доставляет неудобства автовладельцам, но и косвенно подтверждает версию о том, что эта услуга для страховщиков становится делом невыгодным. Однако оппоненты заявляют о несоответствии тезисов об убыточности ОСАГО с финансовой отчетностью самих автостраховщиков.

Суд и дело

По сведениям «ВП», жалобами автомобилистов о том, что страховщики не заключают договоры по ОСАГО, изобилует и волгоградский страховой рынок. Страховщики ссылаются то на отсутствие бланков полисов, то на поломанный компьютер… А это может означать, что на рынке ОСАГО назревают негативные тенденции, что многие страховые компании теряют интерес к этому виду бизнеса.

Одна из наиболее распространенных версий астостраховщиков: возникшие финансовые затруднения во многом связаны с вынужденным увеличением страховых выплат. Так, за последние годы парк автомобилей значительно обновился, появилось много дорогих иномарок, соответственно возросла и средняя стоимость послеаварийного ремонта. Если раньше максимальная выплата по ОСАГО (120-160 тыс. рублей) производилась примерно раз в три месяца, то сейчас таких выплат бывает и 5 и даже 20 в месяц. При этом тарифы по ОСАГО, в том числе и в Волгоградской области, существенных изменений и не претерпели.

Еще одна головная боль, по мнению экспертов страхового бизнеса, – активизировавшиеся юридические компании, которые берутся «бесплатно» решать в судах споры между страховщиками и автовладельцами в пользу последних. А это также ведет к резкому росту выплат по ОСАГО. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в обход страховых компаний инициируется до 30% судебных споров.

– Зачастую при наступлении страхового случая клиент даже не заявляет о нем в свою страховую компанию, потому что еще на входе в офис его перехватывают юристы. Они предлагают выбить максимум выплаты, при этом не забывают про свой процент, – отмечает начальник управления андеррайтинга автострахования ОАО «СОГАЗ» Александр Морозов.

С ним солидарен заместитель начальника операционного центра управления урегулированием претензий СОАО «ВСК» Владимир Бобров: «Эти юристы зарабатывают на разнице в оценке ущерба страховой компании и независимой экспертизы. Любое расхождение не в пользу страхователя становится для них поводом обращения в суд, чтобы в итоге получить значительное вознаграждение».

Подогрело интерес к подобному «заработку» и решение Пленума Верховного суда России, по которому споры между страховщиками их клиентами должны решаться в рамках закона о защите прав потребителей. А это значит, что если урегулирования ущерба не будет исполнено в срок, то на страховую компанию налагается штраф в размере до 50% от заявленного ущерба. «К примеру, клиент согласен отремонтировать свою машину на станции технического обслуживания, но там отсутствуют запчасти или приходится ждать очереди, – это не вина страховой компании, однако суды часто трактуют такую ситуацию не в ее пользу и начисляют огромный штраф», – продолжил Бобров .

– Суды заняли, по меньшей мере, странную позицию: «Страхователь всегда прав». Они не хотят разбираться в подробностях конкретного дела. Очень часто по подобным случаям разные суды выносят разные решения, чем пользуются мошенники, недобросовестные юристы и эксперты. В итоге в некоторых регионах уровень убыточности по ОСАГО существенно вырос. Все это негативно влияет на рынок, искажает финансовые показатели, серьезно увеличивает убыточность страховщиков, которые вынуждены экономить на других расходах, а в результате пострадает добросовестный страхователь, – заявляет Александр Морозов.

Агенты нулевого уровня


Как будет развиваться ситуация на рынке ОСАГО, покажет время. Однако, как считают эксперты, решающее влияние окажут два фактора: увеличение лимитов по страховым выплатам со 120-160 тыс. руб. до 400-500 тыс. (этот вопрос в сентябре рассмотрит Государственная Дума России) и уровень тарифов на этот вид услуг.

Высказываются опасения, что если при повышении страховых выплат по ОСАГО Госдума не пойдет на повышение базового тарифа, то компании, которые не смогут покрывать убытки от «автогражданки» другими видами страхования, вынуждены будут покинуть бизнес. Понятно, что массовый исход страховщиков будет иметь негативные последствия для всего страхового сектора экономики: снижение конкуренции может способствовать снижению качества страховых услуг, а потребитель начнет терять заинтересованностью и к страховому продукту в целом.

– Если раньше полученная прибыль позволяла компаниям оказывать качественный сервис каждому клиенту, то сейчас в некоторых регионах страховщики вынуждены отказываться от бизнеса. В результате серьезно ухудшается уровень предоставляемого сервиса, пострадают добросовестные клиенты. Самый распространенный законный способ свернуть бизнес по ОСАГО – отказаться от выплат комиссионного вознаграждения страховому агенту по ОСАГО в убыточных регионах. В таком случае, чтобы заключить договор ОСАГО, уже не агент ходит за клиентом, а клиент вынужден сам идти в агентство, – говорит Александр Морозов.

Кстати, недавно страховая компания «Ингосстрах» заявила о своем намерении сократить свою деятельность на рынке ОСАГО в проблемных регионах. Как прокомментировал РБК Daily генеральный директор Ингосстраха Александр Григорьев, «компания не будет стремиться к определенному показателю рыночного присутствия, но до нуля понизит комиссии агентам в проблемных городах – отсев произойдет естественным образом».

А еще эксперты высказали опасения, что из-за оттока добросовестных страховых компаний на рынок могут хлынуть компании-однодневки: их цель собрать как можно больше денег с клиентов и… обанкротиться.


Куда уходят деньги

Впрочем, не все участники рынка во всем разделяют доводы автостраховщиков. Главный аргумент оппонентов: несоответствие тезисов об убыточности ОСАГО с финансовой отчетностью РСА. Всего за 2012 год по ОСАГО было собрано страховых премий на сумму 120,9 млрд руб. Из них выплаты по возмещению ущерба составили 61,9 млрд руб., или 51%. Однако закон об ОСАГО апеллирует совсем другими цифрами: 20% от собранных страховых премий действительно должны отходить на ведение бизнеса страховщиками, 3% уходить в упомянутый выше компенсационный фонд РСА. Оставшиеся 77% должны уходить на выплаты автовладельцам.

– Прибыль страховых компаний по ОСАГО действительно снизилась, но они сами виноваты в сложившейся ситуации, – утверждает председатель Волгоградского регионального отделения общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян. У них есть возможность взыскивать ущерб с виновников ДТП, но они не хотят заниматься этим хлопотным делом. Вместо этого страховщики предпочитают перекладывать свою финансовую несостоятельность на плечи добросовестных страхователей: лишают скидок за безаварийную езду, навязывают дополнительные услуги... Это незаконно, и я уверен, что при первом письменном обращении такие недобросовестные страховщики понесут ответственность.

По мнению Оганесяна, депутатам Госдумы не следует идти на поводу у страхового лобби и отказываться от повышения лимитов по компенсации ущерба. Тарифы по ОСАГО при этом следует повышать не более чем на 10-15%.