Бензин затаился перед акцизом

В январе-феврале 2016 года Росстат зафиксировал снижение цен на бензин, в среднем на 0,4?% по стране. В Волгоградской области средняя стоимость литра топлива упала за два месяца на 10 копеек. Однако уже в апреле, после роста акцизов, бензин вновь может подорожать, прогнозируют эксперты.

На прошедшей неделе Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные средних потребительских цен на бензин. Согласно этим данным, с начала года стоимость топлива по РФ снизилась на незначительные, но психологически важные 0,4?%.

В начале января в Волгоградской области средняя цена на нефтепродукт составляла 35,2 рубля за литр, на 29 февраля – 35,13 рубля за литр. Значительнее всего, по данным Росстата, в регионе подешевело дизельное топ-ливо: с 35,2 до 35,04 рубля за литр.

– С начала 2016 года средние цены на все виды моторного топлива, по состоянию на 28 февраля, снизились, – пояснили в волгоградском УФАС. – С начала года было зафиксировано снижение цены на заправках одного из хозяйствующих субъектов на АИ-92 на 62 копейки, АИ-95 на 32 копейки и ДТ на 1,15 рубля за литр.

Председатель Волгоградского рег­отделения общероссийской общественной организации «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян считает снижение, зафиксированное на российском рынке, символическим.

– Порядка 60–70?% цены на бензин – налоговая составляющая, доля стоимости нефти – не более 10?%, – отмечает эксперт. – Весной цена традиционно снижается, такая тенденция на российском рынке до начала апреля. С началом посевной кампании автомобилисты ощутят рост цен на бензин в пределах 5–10?%.

Прогнозы по росту цен на бензин в 2016 году стали актуальными в связи со вторым подряд повышением акцизов на топливо. С 1 апреля 2016 года в цене каждого литра будет заложен акциз в размере 7,19 рубля, что на 1,85 рубля больше, чем сейчас.

– Эти 1,85 рубля на литр и являются теми 5?% роста от текущей цены топлива, о котором говорит Минфин, – поясняет аналитик Алексей Калачев. – Однако специфика устройства нашего рынка нефтепродуктов и ценообразования на нем такова, что на цену на бензоколонках мало влияют как мировые цены на нефть, так и изменение акцизов. Например, рынок совсем не заметил роста акцизов, произошедшего 1 января.

По словам эксперта, это объясняется тем, что все производители топлива и значительная часть автозаправочных сетей интегрированы вместе с добытчиками нефти в систему ВИНК – вертикально интегрированных нефтяных компаний. Расчеты между ними происходят по внутренним ценам, учитывающим массу факторов: и их норму прибыли, и налоговую долю государства, и себестоимость добычи и транспортировки нефти, и себестоимость производства топлива.

Под влиянием рыночной конкуренции и в силу снижения покупательской способности компании вынуждены сдерживать рост розничных цен, перераспределяя издержки и прибыли внутри своих холдингов. За счет этого и произошло снижение январских цен, зафиксированное Росстатом, объясняют специалисты.

– Пока у производителей еще остаются внутренние резервы по сдерживанию цен, ждать их повышения не стоит, – уверен Алексей Калачев. – Но если они будут исчерпаны, то рост розничных цен на бензин в 2016 году вполне может составить от 5 до 10?%. Пока же расчеты показывают, что кое?какие резервы для удержания цен имеются.