Больницы и школы уйдут в свободное плавание

Федеральный закон 83-ФЗ хоть и получил довольно скромное название – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», однако его, без преувеличения, его можно называть революционным в сфере реформирования бюджетного сектора экономики.

Мифы враждебные

Дело в том, что закон предусматривает изменения правового статуса большинства государственных и муниципальных учреждений, которые должны быть преобразованы в так называемые «бюджетные с расширенным кругом полномочий», «автономные» или «казенные».

Для того, чтобы помочь разобраться во всех финансово-законодательных хитросплетениях, специалисты администрации Волгоградской области организовали проведение учебно-практических семинаров по реформированию бюджетного сектора в связи с реализацией закона 83-ФЗ.

На этой неделе в г. Камышине прошел очередной, четвертый по счету, семинар. В нем приняли участие сотрудники администраций муниципальных районов, специалисты образования, здравоохранения и культуры, работники финансовых органов, руководители крупных бюджетных учреждений: больниц, поликлиник, школ, Домов культуры. Именно этим людям предстоит непочатый край работы, связанный с реформированием этого бюджетного сектора.

По словам заместителя председателя комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, начальника управления межбюджетных отношений Дмитрия Завьялова, серьезные помехи в деле реализации закона создают витающие вокруг него разнообразные мифы, недоразумения и опасения, которые необходимо развеять.

Главная задача, как отметил Дмитрий Завьялов, заключается в том, чтобы жители получали все более качественные государственные и муниципальные услуги, и чтобы при этом каждый бюджетный рубль приносил максимальную отдачу.

В первую очередь реформа затрагивает школы, детские сады, больницы, предприятия благоустройства – учреждения, от которых непосредственно зависят жизнь и благополучие граждан.

Лимит не срежут

Как отмечалось на семинаре, главная идея 83-го закона состоит в том, чтобы повысить эффективность использования бюджетных средств, а также качество государственных и муниципальных услуг. Раньше учреждению выделялась смета, по которой закупалось все, что было необходимо для обеспечения его деятельности. Вот только результат проделанной работы при этом никак не учитывался. 83-ФЗ должен поставить в этом абсурде окончательную точку: бюджетному учреждению позволено свободно управлять выделенными и сбереженными ресурсами, переводить их на другой год и не опасаться, что срежут «лимит». При желании можно даже выплачивать более высокую зарплату своим сотрудникам. А вот одним из критериев некачественной работы учреждения может стать уровень кредиторской задолженности. Если она будет выше, чем технически приемлемый уровень, и если услуги населению окажутся низкокачественными, то директор такого бюджетного учреждения должен быть уволен.

Не позднее 1 июля 2012 г. по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» все бюджетные учреждения должны приобрести новый правовой статус – стать «казенными», «автономными» или «бюджетными с расширенными правами».

Закон и порядок

Что же представляют собой эти три новых статуса? На каком из них остановить свой выбор бюджетной организации? На семинаре этому вопросу было уделено особое внимание.

Главное отличие этих трех правовых форм – степень финансовой свободы учреждения, возможность управлять денежными ресурсами. «Казенное учреждение» – минимум этих свобод, у «бюджетного» их больше, а «автономное» обладает максимальной степенью финансовой свободы. Бюджетные и автономные учреждения обладают правом самостоятельно определять структуру затрат, а смету их расходов «свыше» никто не утверждает.

– Раньше складывалась парадоксальная ситуация, – комментирует Дмитрий Завьялов, – учреждение полностью зависело от вышестоящего управленца, который зачастую определял непонятно какую смету, а самое странное, ее невозможно было обжаловать. До тех пор, пока мы не заинтересуем директора, главного бухгалтера и весь коллектив, бюджетное учреждение не начнет работать более эффективно.

Но какую же правовую форму следует выбирать?

Закон определяет следующий порядок: до 1 июля 2012 года все бюджетные учреждения автоматически становятся «бюджетными учреждениями с расширенными правами». Если же этот статус не устраивает, оно, по согласованию с учредителем, должно перейти либо в статус автономного, либо в статус казенного учреждения. Взять, к примеру, пожарную часть. Определить критерий оценки ее работы довольно сложно. Кто скажет, хорошим или плохим показателем является количество выездов на пожары? Поэтому предпочтительным здесь будет переход в статус казенного учреждения. В эту же категорию рекомендуется отнести военизированные подразделения, скороюпомощь, милицию, административно-управленческие организации... Тем же, кто оказывает услуги населению или юридическим лицам, больше всего подходит статус бюджетного учреждения. А там, где есть высокий уровень платных услуг, – сюда можно отнести некоторые театры, учебные центры и т. д. – выгоднее всего работать в статусе автономного учреждения.

Откуда и как будут поступать средства на счет бюджетных учреждений нового типа? Этот вопрос также пристально рассматривался на семинаре.

Если раньше, как уже отмечалось, бюджетным учреждениям утверждалась смета и все расходы оплачивались казначейством, то теперь они вправе рассчитывать на три вида субсидий.

Первый пойдет на содержание имущества. И такой подход вполне оправдан, поскольку инфраструктура учреждений различается по качеству и изношенности. Две школы, например, оказывают примерно одинаковые услуги, но одна из них расположена в новом, а другая – в изношенном здании. Поэтому субсидии на содержание имущества учреждения определяются из соображения, чтобы оно надежно и бесперебойно работало.

Вторая субсидия – на оказание муниципальных услуг. Главное здесь, чтобы эти услуги были выполнены качественно и в срок. А уж как будут потрачены эти деньги, бюджетное учреждение решит само. И третья субсидия – разовые расходы, на которые невозможно заработать: капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования, – томографа для районной больницы.

Другое дело казенные учреждения. Они, как и прежде, будут финансироваться по смете. И даже платные услуги, которые они оказывают, должны перечисляться в бюджет. По сути, это еще более жесткая форма финансового контроля, чем нынешняя, бюджетная.

Камышин – город опытный

Интерес участников семинара вызвал опыт города Камышина, в котором реализация 83-ФЗ идет ударными темпами.

Как рассказала руководитель финансового отдела администрации города Ирина Пешкова, еще в сентябре прошлого года в Камышине был разработан план мероприятий по реализации 83-ФЗ.

– Мы определили, какие учреждения станут казенными, какие бюджетными, а какие автономными, – сообщила она. – Решено было, что практически все школы и детские сады станут бюджетными учреждениями. Казенными мы сделали станцию скорой помощи, аварийно-спасательный отряд, органы управления комитетов и отделов администрации. Когда принимали решения по автономиям, учитывались управленческие, экономические и социальные критерии. Так, детский Дворец «Дружба» финансируется наполовину из бюджета, а наполовину – за счет собственных заработанных средств. Но поскольку там активно развивается кинотеатр и коммерческая деятельность, мы решили рискнуть и перевели его в автономный статус. Библиотечную систему оставили казенным учреждениям, а вот драмтеатр, хотя у него лишь 10% доходов внебюджетные, сделали автономным учреждением: свобода деятельности для них очень важна с творческой точки зрения.

И еще Ирина Пешкова рассказала о том, что особое внимание следует уделять качеству подготовки документов и срокам их подачи в налоговые органы. Иначе платежи могут приостановить, и даже выезды «скорой помощи» придется прекратить на некоторое время.

Трудные вопросы

Участники семинара не скупились на вопросы. Как будет осуществляться контрольно-ревизионная деятельность? Как бороться с кредиторской задолженностью? Можно ли руководству района вмешиваться в управление финансовой деятельностью бюджетного учреждения? И чьей собственностью должен считаться автомобиль, купленный бюджетным предприятием на внебюджетные деньги? Порой вопросы заводили организаторов в тупик, и на некоторые из них они обещали ответить позднее, когда «поподробнее разберутся в этом непростом деле».

Подводя итог мероприятия, исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» Александр Щербань отметил, что благодаря реализации ФЗ-83 муниципалитеты смогут сосредоточиться на выполнении своей главной задачи – оказании услуг населению. Закон позволяет сформировать муниципальный заказ, определить подрядчика и добиться качественного выполнения задания. На примере Камышина можно сказать, что новый закон работает, и он пойдет на пользу жителям Волгоградской области.

Поделиться в соцсетях