Бонусы по осени считают: розничным торговым сетям планируют сократить выплаты от поставщиков

Бонусы по осени считают: розничным торговым сетям планируют сократить выплаты от поставщиков
Госдума в первом чтении одобрила поправки к Закону «О торговле», предусматривающие снижение выплат ритейлерам со стороны поставщиков втрое. И федеральные, и региональные сетевые компании считают, что поправки ударят по финансовому состоянию мелких сетей.


Принятые Госдумой поправки в Закон «О торговле» предусматривают снижение совокупного объема выплат ритейлерам со стороны поставщиков до 3 %. Свои расценки для поставщиков сети не афишируют, но только один вид выплат – ретробонус составляет порядка 10 %. Ритейлеры восприняли новацию негативно – резко против этого высказались Союз независимых сетей и Ассоциация компаний розничной торговли. Участники рынка полагают, что обновленный закон может привести к господству на рынке мегасетей и крупных поставщиков, а мелких ритейлеров поставить в непростое финансовое положение. В компании «АШАН», например, сообщили, что их сетью в настоящее время совместно с Ассоциацией компаний розничной торговли готовится резолюция на поправки.

В Волгоградской области сильны позиции региональных розничных торговых сетей, по количеству розничных магазинов регион занимает ведущие позиции в стране в целом. Сегодня у местных ритейлеров в регионе 372 магазина, а у федеральных – 279. Фактическая обеспеченность населения Волгоградской области площадью торговых объектов в 2014 году составляла 504,19 кв. метров на 1 тысячу человек (по России в среднем – 523 кв. метра).

По информации комитета промышленности и торговли Волгоградской области, по состоянию на начало года на территории региона действуют три региональные (ООО «Радеж», ООО «МАН», ООО «Тамерлан» – сеть магазинов «Покупочка») и семь федеральных (ЗАО «Тандер» – сеть магазинов «Магнит», ЗАО ТД «Перекресток», ООО «Лента», ООО «АШАН», ООО «О&КЕЙ», ООО «Метро Кэш энд Керри» и ООО «Зельгрос») розничных сетевых компаний. В последние годы наблюдается тенденция роста числа ритейлерских точек. Так, если в 2013 году в Волгоградской области было 562 сетевых магазина, в 2014 году – 606, то по состоянию на 1 января текущего года их уже 651. При этом основной прирост дали именно региональные сети.

Растет в Волгоградской области также и товарооборот сетевых компаний. В 2013 году он сложился в объеме 86,8 млрд рублей, что в товарной массе на 12,1 % больше, чем в 2012 году. Доля сетевых компаний в общем объеме оборота розничной торговли заняла 28,6 %. В 2014 году оборот розничной торговли сетей сложился в объеме 95,7 млрд рублей и вырос по отношению к 2012 году еще на 6,6 %. Общий объем оборота розничной торговли увеличился до 29,3 %. По итогам прошлого года розничный товарооборот региональных сетевых компаний составил более 50 % розничного товарооборота всех сетевых компаний, работающих в регионе.

Представители региональных ритейлеров («ВП» обращалась в «Покупочку» и «МАН») официально комментировать поправки к Закону «О торговле» отказываются. Неофициально руководитель одной из волгоградских торговых сетей пояснил, что вмешательство во взаимоотношения с поставщиками ритейлеры воспринимают очень болезненно.

«Ценообразование лучше регулировать налоговыми инструментами, а ретробонус – это, на самом деле, сфера маркетинга, отметил собеседник. – Как правило, плата взимается только за лучшую полку в магазине, за услуги позиционирования и продвижения товара. Самый ходовой и продаваемый товар в этом не нуждается. Даже после принятия закона у ритейлеров останутся лазейки – например, ретробонусы можно официально оформить через договор оказания маркетинговых услуг.

Планируется, что поправки в Закон «О торговле» будут окончательно приняты осенью этого года. Минпромторг уже выступил с предложением установить срок переходного периода в 180 дней для адаптации к новым требованиям.

DNG