Бюджет устойчивости и ответственности

Бюджет устойчивости и ответственности
Облдума готовится рассмотреть главный финансовый документ региона

На этой неделе в Волгоградскую облдуму будет внесен проект закона «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Основные параметры и приоритеты главного финансового документа уже прошли процедуру общественных слушаний. Сверстанный с профицитом и доходной частью почти на 9?% ниже уровня 2015 года, он, как подчеркивают в комитете финансов, станет «бюджетом устойчивости и ответственности». Эксперты считают, что столь сдержанные характеристики – главное условие стабилизации бюджетной системы региона.

До 15 ноября в Волгоградской обл-думе ожидают появления законопроекта «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Главный финансовый документ региона в этом году вносится на месяц позже обычного, чтобы учесть объемы межбюджетных трансфертов, предусмотренных в федеральном бюджете, и будет принят в сжатые сроки. В окончательном чтении депутаты должны принять его не позднее 5 декабря. В минувший четверг проект закона о бюджете Волгоградской области был представлен на публичных слушаниях. Расчеты областных финансистов строились с учетом консервативного сценария социально-экономического прогноза, согласно которому наиболее жестко был оценен 2016 год.

– Мы прогнозируем некоторый рост собственных доходов бюджета, – отметил заместитель губернатора, председатель комитета финансов волгоградской области Александр Дорждеев. – Ожидается, что поступления налоговых и неналоговых доходов в 2016 году составят 61,2 млрд рублей, или 100,8?% к плановым назначениям 2015 года; в 2017 году – 66,5 млрд рублей, в 2018 году – 73,6 млрд рублей. Основными источниками доходов по?прежнему остаются налог на прибыль организаций, удельный вес которого составляет 41,2?%, и налог на доходы физических лиц – 28,2?%.

Напомним, в 2016 году бюджет ожидает сокращение доходной и расходной частей по сравнению с текущим годом. Доходы в будущем году составят 75,3 млрд рублей, или 91,4?% к плановым показателям 2015 года, расходы –

71,1 млрд рублей, или только 78,6?% от планового уровня бюджета 2015 года. Эта экономия обеспечит региональной казне в 2016 году профицит в объеме

4,3 млрд рублей. Снижение основных показателей продолжится и в плановый период – в 2017 году доходы сократятся до 66,5 млрд рублей, в 2018 году – до 73,6 млрд рублей.

Расходы на 2017 год – 61,4 млрд рублей, на 2018 год – 70,6 млрд рублей. На плановый период 2017 и 2018 годов бюджет также предлагается принять бездефицитным.

По словам главного финансиста, регион также будет рассчитывать на федеральные безвозмездные поступления, объем которых в 2016 году планируется на уровне 14,1 млрд рублей.

– Бюджет на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов – это бюджет устойчивости и ответственности, – подчеркивает Александр Дорждеев. – Наша ответственность – это социальные выплаты и заработные платы, которые должны осуществляться вовремя и в полном объеме. Необходимо продуманно подходить к принятию всех финансовых обязательств, прежде всего социального характера.

Социальная составляющая по?прежнему превалирует в отраслевой структуре расходов – более 68,5?% от общего объема, или 48,7 млрд рублей. На раздел «Образование» в 2016 году будет распределено более 17 млрд рублей бюджетных ассигнований, «Культура» – более 650 млн рублей, «Здравоохранение» – более 15 млрд рублей, «Социальная политика» – 15,3 млрд рублей, «Физическая культура и спорт» – 490 млн рублей.

В 2016–2018 годах продолжится реализация таких социально значимых направлений развития Волгоградской области, как модернизация дошкольных образовательных учреждений, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, развитие сельских территорий, поддержка молодых семей в приобретении жилья, газификация населенных пунктов.

Особый приоритет при планировании расходов – подготовка Волгограда к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Средства областного бюджета планируется направить на обустройство территории Центральной набережной им. 62?й Армии; берегоукрепление правого берега Волги; реконструкцию приемного отделения и строительство вертолетной площадки для ГУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25»; строительство стадиона «Победа» и тренировочных площадок.

Предусмотрен ряд мероприятий по улучшению транспортной инфраструктуры: реконструкция шоссе Авиаторов, строительство нулевой продольной магистрали в Волгограде, строительство, ремонт и реконструкция улично-дорожной сети областного центра, продолжение возведения второго пускового комплекса мостового перехода через Волгу.

Более 1,5 млрд рублей в 2016 году будет направлено на ЖКХ, более 11 млрд рублей – на национальную экономику, в том числе предусмотрено сохранение на уровне 2015 года объема средств на развитие сельского хозяйства (более 2,8 млрд рублей), 3,1 млрд рублей планируется израсходовать на общегосударственные вопросы.

Финансовая поддержка муниципальных районов и городских округов увеличится на 2,3 млрд рублей – до 7,7 млрд рублей. Из них Волгограду в 2016 году будет предоставлено дополнительных доходов за счет областной доли на 1,3 млрд рублей больше, чем в этом году. Всего за период 2016–2018 годов бюджет областного центра получит не менее 4 млрд рублей. Волжскому дополнительных доходов будет предоставлено в 2016 году на 174 млн рублей больше. За период 2016–2018 годов эта сумма составит порядка 500 млн рублей. Финансовая поддержка Камышина увеличится на 92 млн рублей, а за период 2016–2018 годов составит дополнительно к уровню 2015 года около 280 млн рублей. По другим муниципальным районам и городским округам в среднем рост объема финансовой помощи превысит в 2016 году уровень 2015 года на 4?%.

По словам Александра Дорждеева, принятие профицитного бюджета позволит снизить размер государственного долга Волгоградской области в 2016–2018 годах на 32?%. Долговая нагрузка по состоянию на 1 января 2016 года ожидается на уровне 84,3?% от дохода бюджета, на 1 января 2017?го – 71,7?%, а на начало 2018?го ожидается снижение долговой нагрузки до 57,3?%.

– Последовательная, методологически грамотно выстроенная работа, начатая в апреле 2014 года, продолжается, – отметил главный финансист региона. – Выработаны подходы для обеспечения устойчивости и безопасности бюджетной системы Волгоградской области, что крайне важно, учитывая подготовку к ЧМ-2018 и 75?летию победы в Сталинградской битве. Они также позволяют решать задачи, которые сегодня ставят граждане перед органами исполнительной власти Волгоградской области.

По мнению доктора экономичес­ких наук, директора Института дополнительного образования ВолГУ Альбины Гуковой, предложенные характеристики бюджета «продиктованы экономической ситуацией».

– Она требует достижения устойчивости бюджетной системы региона, – подчеркивает эксперт. – Именно для этой цели в регионе в 2014 году была выбрана финансовая стратегия, которая характеризуется достаточно жесткими решениями, реализацией сдержанной бюджетной политики. Однако сегодня мы можем говорить о восстановлении платежеспособности региона, повышении финансовой дисциплины, обеспечении прозрачности финансовых потоков, оптимизации при обслуживании госдолга.

Фото Александр Куликов.