На этой неделе в Волгоградскую облдуму будет внесен проект закона «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Основные параметры и приоритеты главного финансового документа уже прошли процедуру общественных слушаний. Сверстанный с профицитом и доходной частью почти на 9?% ниже уровня 2015 года, он, как подчеркивают в комитете финансов, станет «бюджетом устойчивости и ответственности». Эксперты считают, что столь сдержанные характеристики – главное условие стабилизации бюджетной системы региона.
До 15 ноября в Волгоградской обл-думе ожидают появления законопроекта «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Главный финансовый документ региона в этом году вносится на месяц позже обычного, чтобы учесть объемы межбюджетных трансфертов, предусмотренных в федеральном бюджете, и будет принят в сжатые сроки. В окончательном чтении депутаты должны принять его не позднее 5 декабря. В минувший четверг проект закона о бюджете Волгоградской области был представлен на публичных слушаниях. Расчеты областных финансистов строились с учетом консервативного сценария социально-экономического прогноза, согласно которому наиболее жестко был оценен 2016 год.
– Мы прогнозируем некоторый рост собственных доходов бюджета, – отметил заместитель губернатора, председатель комитета финансов волгоградской области Александр Дорждеев. – Ожидается, что поступления налоговых и неналоговых доходов в 2016 году составят 61,2 млрд рублей, или 100,8?% к плановым назначениям 2015 года; в 2017 году – 66,5 млрд рублей, в 2018 году – 73,6 млрд рублей. Основными источниками доходов по?прежнему остаются налог на прибыль организаций, удельный вес которого составляет 41,2?%, и налог на доходы физических лиц – 28,2?%.
Напомним, в 2016 году бюджет ожидает сокращение доходной и расходной частей по сравнению с текущим годом. Доходы в будущем году составят 75,3 млрд рублей, или 91,4?% к плановым показателям 2015 года, расходы –
71,1 млрд рублей, или только 78,6?% от планового уровня бюджета 2015 года. Эта экономия обеспечит региональной казне в 2016 году профицит в объеме
4,3 млрд рублей. Снижение основных показателей продолжится и в плановый период – в 2017 году доходы сократятся до 66,5 млрд рублей, в 2018 году – до 73,6 млрд рублей.
Расходы на 2017 год – 61,4 млрд рублей, на 2018 год – 70,6 млрд рублей. На плановый период 2017 и 2018 годов бюджет также предлагается принять бездефицитным.
По словам главного финансиста, регион также будет рассчитывать на федеральные безвозмездные поступления, объем которых в 2016 году планируется на уровне 14,1 млрд рублей.
– Бюджет на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов – это бюджет устойчивости и ответственности, – подчеркивает Александр Дорждеев. – Наша ответственность – это социальные выплаты и заработные платы, которые должны осуществляться вовремя и в полном объеме. Необходимо продуманно подходить к принятию всех финансовых обязательств, прежде всего социального характера.
Социальная составляющая по?прежнему превалирует в отраслевой структуре расходов – более 68,5?% от общего объема, или 48,7 млрд рублей. На раздел «Образование» в 2016 году будет распределено более 17 млрд рублей бюджетных ассигнований, «Культура» – более 650 млн рублей, «Здравоохранение» – более 15 млрд рублей, «Социальная политика» – 15,3 млрд рублей, «Физическая культура и спорт» – 490 млн рублей.
В 2016–2018 годах продолжится реализация таких социально значимых направлений развития Волгоградской области, как модернизация дошкольных образовательных учреждений, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, развитие сельских территорий, поддержка молодых семей в приобретении жилья, газификация населенных пунктов.
Особый приоритет при планировании расходов – подготовка Волгограда к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Средства областного бюджета планируется направить на обустройство территории Центральной набережной им. 62?й Армии; берегоукрепление правого берега Волги; реконструкцию приемного отделения и строительство вертолетной площадки для ГУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25»; строительство стадиона «Победа» и тренировочных площадок.
Предусмотрен ряд мероприятий по улучшению транспортной инфраструктуры: реконструкция шоссе Авиаторов, строительство нулевой продольной магистрали в Волгограде, строительство, ремонт и реконструкция улично-дорожной сети областного центра, продолжение возведения второго пускового комплекса мостового перехода через Волгу.
Более 1,5 млрд рублей в 2016 году будет направлено на ЖКХ, более 11 млрд рублей – на национальную экономику, в том числе предусмотрено сохранение на уровне 2015 года объема средств на развитие сельского хозяйства (более 2,8 млрд рублей), 3,1 млрд рублей планируется израсходовать на общегосударственные вопросы.
Финансовая поддержка муниципальных районов и городских округов увеличится на 2,3 млрд рублей – до 7,7 млрд рублей. Из них Волгограду в 2016 году будет предоставлено дополнительных доходов за счет областной доли на 1,3 млрд рублей больше, чем в этом году. Всего за период 2016–2018 годов бюджет областного центра получит не менее 4 млрд рублей. Волжскому дополнительных доходов будет предоставлено в 2016 году на 174 млн рублей больше. За период 2016–2018 годов эта сумма составит порядка 500 млн рублей. Финансовая поддержка Камышина увеличится на 92 млн рублей, а за период 2016–2018 годов составит дополнительно к уровню 2015 года около 280 млн рублей. По другим муниципальным районам и городским округам в среднем рост объема финансовой помощи превысит в 2016 году уровень 2015 года на 4?%.
По словам Александра Дорждеева, принятие профицитного бюджета позволит снизить размер государственного долга Волгоградской области в 2016–2018 годах на 32?%. Долговая нагрузка по состоянию на 1 января 2016 года ожидается на уровне 84,3?% от дохода бюджета, на 1 января 2017?го – 71,7?%, а на начало 2018?го ожидается снижение долговой нагрузки до 57,3?%.
– Последовательная, методологически грамотно выстроенная работа, начатая в апреле 2014 года, продолжается, – отметил главный финансист региона. – Выработаны подходы для обеспечения устойчивости и безопасности бюджетной системы Волгоградской области, что крайне важно, учитывая подготовку к ЧМ-2018 и 75?летию победы в Сталинградской битве. Они также позволяют решать задачи, которые сегодня ставят граждане перед органами исполнительной власти Волгоградской области.
По мнению доктора экономических наук, директора Института дополнительного образования ВолГУ Альбины Гуковой, предложенные характеристики бюджета «продиктованы экономической ситуацией».
– Она требует достижения устойчивости бюджетной системы региона, – подчеркивает эксперт. – Именно для этой цели в регионе в 2014 году была выбрана финансовая стратегия, которая характеризуется достаточно жесткими решениями, реализацией сдержанной бюджетной политики. Однако сегодня мы можем говорить о восстановлении платежеспособности региона, повышении финансовой дисциплины, обеспечении прозрачности финансовых потоков, оптимизации при обслуживании госдолга.
Фото Александр Куликов.