Частное привлекают к государственному

Законодательные новации и активная региональная политика помогут расширить в Волгоградской области сферу ГЧП

В этом году Волгоградская область сможет ускорить развитие механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Это станет возможно, благодаря новому закону, который вступил в силу с 1 января. Документ предусматри- вает расширение форм ГЧП, что позволит включить в программу больше волгоградских проектов.

Согласно данным Единой информа- ционной системы государственно- частного партнерства в России, в Волгоградской области действуют 13 проектов в рамках ГЧП. На начало 2015 года регион занимал 48-е место в рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП.

Наиболее крупные проекты – строительство объездной дороги стоимостью 14,4 млрд рублей и модернизация системы водоснабжения областного центра – 58 млрд рублей. Иницииро- ван проект по реконструкции теплового хозяйства Волгограда объемом 55 млрд рублей. Не вошли в базу объекты, строящиеся к ЧМ-2018, посколько ча- стично финансируются за счет средств федбюджета. Стадион, тренировочная база для команд, аэропорт, транспорт- ная и гостиничная инфраструктура обойдутся частным инвесторам и бюджету в 11 млрд рублей.

Теперь механизм ГЧП сможет активнее развиваться – 1 января вступил в силу долгожданный закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП). ФЗ No 224 «О государственно- частном партнерстве, муниципально- частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – это результат почти трехлетней работы власти, бизнеса, экспертов. Он предлагает

В Волгоградской области действуют 13 проектов в рамках ГЧП. На начало 2015 года регион занимал 48-е место в России по уровню развития ГЧП унифицированные подходы к правовому регулированию инвестиционной деятельности.

До вступления в силу профильного закона о ГЧП совместные проекты государства и бизнеса реализовывались по действующему с 2004 года закону «О концессионных соглашениях», включая федеральные, региональные и местные концессии. Однако он предполагает ограниченный набор применяемых видов взаимодействия, все реализованные в его рамках проекты должны перейти в итоге в частную собственность. Поэтому кон- цессионную схему невозможно было применить к модернизации объектов госсобственности.

Для России форма партнерства власти и бизнеса в его западном по- нимании нова и еще недостаточно отработана. Поэтому для создания закона были привлечены практически все известные специалисты в этой области. В итоге в закон было внесено столько поправок, что количество страниц выросло в 10 раз.

– Важно, что документ определил предмет ГЧП, – отметил управляющий директор Федерального центра проектного финансировария (ФЦПФ, Группа ВЭБ) Сергей Сиваев. – Это не любое взаимодействие власти и бизнеса, а взаимодействие на основе договора, во исполнение полномочий, закрепленных за органами власти, и с инвестиционными обязательствами частного партнерства.

Закон о ГЧП не имеет ничего общего с приватизацией, модернизованные по предусмотренным в нем схемам объекты остаются в госсобственности. Отличается этот механизм и от уже действующей в регионе концессионной схемы. Объекты недвижимости, которые в рамках договора ГЧП будут построены за частные деньги, могут остаться в частной собственности. По этой же причине из перечня объектов, в отношении которых применим закон, исключены источники тепловой энергии, тепловые сети, объекты водоснабжения и водоотведения, метрополитен.

Реализовываться в рамках закона могут объекты дорожного строительства, трубопроводного и железнодорожного хозяйства, речного и морского транспорта, за исключением тех, что нельзя передавать в частную собственность. Строительство аэро- вокзалов, гидротехнических соору- жений, электрической генерации, полигонов ТБО, объектов образования, здравоохранения, благоустройство территории и ряд других также подпа- дают под действие закона и расширяет сферу применения государственно- частного партнерства. Сохранение объекта ГЧП в частной собственности повышает привлекательность для частного инвестора.

– Об эффективности закона го- ворить пока рано, – полагает Сергей Сиваев. – Недостатки его в значитель- ной степени повторяют недостатки концессионного законодательства. Заключение договоров ГЧП происходит на конкурсной основе. Это инструмент конкуренции за монопольные рынки, а любая конкуренция предполагает конкурентные цены.

Российское законодательство, по мнению эксперта, позволяет и конкурс провести, и оставить право регулятора устанавливать тарифы. Это формирует значительные инвестиционные риски для частника в связи с неопределенностью будущих доходов. Частично недостатки можно устранить в договорах ГЧП – они будут особенно востребо- ваны в первую очередь в социальном секторе – образовании, здравоохранении, спорте.

Участниками партнерства на сторо- не властей могут выступать унитарные и бюджетные предприятия – ранее это было запрещено. Допускается теперь и прямое участие в соглашении финансирующей организации, которая получает залоговые права на объект в период его возведения, что тоже повы- шает инвестиционную привлекательность таких договоров.

Эксперты в области права отмечают, что закон несколько сузил существующий перечень моделей ГЧП, активно применяемых в мире. Например, под законодательство о ГЧП не подпадают соглашения, где частный партнер не несет инвести- ционных обязательств. Однако этот вариант пока не столь актуален для России. В любом случае законодательство о ГЧП формирует новые возможности развития обществен- ной инфраструктуры, отмечают эксперты, и задача состоит в том, чтобы учиться грамотно пользоваться этими возможностями.

Пока в Волгоградской области основные вложения частников идут в коммунальную инфраструктуру, поскольку износ сетей высок, и власти заинтересованы обновить именно этот сектор. Основная форма партнерства – концессия, она позволяет сохранить системы жизнеобеспечения в собственности муниципалитета.

Кроме ЖКХ, пока в Волгограде опыт ГЧП успешно внедряется, пожалуй, только в медицине, где с помощью частников реализуется сразу несколько социально значимых инициатив. С принятием закона о ГЧП регион сможет ускорить развитие государственно-частных проектов.