До города далеко, до ВТО – нелегко

Жить на селе непросто. Многие крестьяне давно потянулись с насиженных мест на заработки подальше от родных куреней. Но существуют примеры того, как люди устраивают свою жизнь, не отрываясь от родной земли. Среди таких следует упомянуть семью Епифановых, проживающую в х. Крапцовском и строящую свое благосостояние буквально своими руками в личном подсобном хозяйстве.

Не отрываясь от земли

– В настоящее время у супругов Епифановых в хозяйстве насчитывается более полусотни голов крупного рогатого скота — 19 дойных коров, 19 бычков и телок, 15 телят и бугай-производитель Гаврил. «Этого племенного бугая породы казахская белоголовая мы приобрели в 2004 году в племхозяйстве Палласовского района. Наши местные породы хороши для молочного производства, а казахская белоголовая ориентирована именно на мясо. При правильном содержании и уходе ежедневный привес у телят составляет до одного килограмма», — рассказывает глава семьи и хозяйства Алексей Алексеевич. – Примерно 15 лет назад начинали Епифановы с пяти коров, постепенно увеличивая поголовье. Кроме молочного производства, занимались свиноводством, но со временем отказались от него ввиду нестабильности цен на продукцию этой отрасли. Сейчас хозяйство Епифановых каждые два дня сдает в кооператив по 130 литров молока. Примерно столько же оставляет для нужд хозяйства. «Могли бы сдавать и больше, но большой объем намного труднее сохранить, особенно в летний зной», — пояснили Алексей Алексеевич и его супруга Елена Николаевна. Мясо, полученное от убоя, реализуют в Волгограде: там стабильный спрос и приемлемая цена.

На помощь извне в этом хозяйстве не рассчитывают, глядя на окружающую действительность с позиции реализма. Как правило, «умные» законы, разработанные в московских кабинетах, не только не приносят пользы простым труженикам, но зачастую и ухудшают их положение. Правда, иногда встречаются и вполне рабочие программы. Например, Алексей Епифанов в 2009 году стал участником программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Для организации собственного дела он при консультационной помощи специалистов центра занятости населения получил финансовую помощь в размере 58,8 тыс. рублей. На полученные средства закупил дополнительное поголовье крупного рогатого скота и необходимые корма, которых требуется довольно много. Как отметил сам глава хозяйства, участие в программе стало серьезным подспорьем в развитии и помогло выйти на сегодняшний уровень производства.

Еще одна программа, которой реально удалось воспользоваться, — утилизация старого автотранспорта. Раньше произведенную в хозяйстве продукцию приходилось возить на видавшей виды вазовской «семерке», но отечественная погода в комплекте с отечественными же дорогами, а точнее, с их отсутствием в малых хуторах, приравнивали каждую поездку к боевому подвигу. Отправив ветхие «Жигули» на утилизацию, Епифановы приобрели более подходящий для наших условий бортовой пятиместный УАЗ.

Мы сами!

В остальном приходится полагаться только на себя. Недавно попытались взять кредит в «Россельхозбанке» для постройки капитальной фермы, но натолкнулись на стену бюрократии и многократной перестраховки. Как следствие — кредит не получили.

На подворье Епифановых, кроме жилого дома и летней кухни, расположился добротный деревянный коровник, вмещающий всех буренок с молодняком, бойня, в которой созданы все необходимые технические и санитарные условия для забоя скота, другие постройки. За исключением дома и кухни все делали сами. «Пришлось осваивать строительные специальности, ведь нанимать специалистов накладно: стоимость их услуг практически равна стоимости стройматериалов», — пояснил Алексей Алексеевич. На мой вопрос об использовании наемного труда он ответил: «За пять—шесть тысяч рублей никто не хочет тянуть крестьянскую лямку, а платить больше десяти мы не можем. К тому же устраиваться на работу, как правило, приходят любители выпить, а работники из них сами понимаете какие». Вот и гнут спину от зари до зари сами. Вместе с родителями работают и дети: сын Алексей (22 года) и дочь Анастасия (21 год). Старший Епифанов видит в детях продолжателей своего дела: «Самое сложное — начинать с нуля, на пустом месте. На любом поприще нужна преемственность».

Еще пара штрихов к общему впечатлению об описываемом ЛПХ. Такое количество крупных животных, помимо молока и мяса, должно производить весьма внушительный объем навоза, однако никаких фекальных терриконов ни на самом подворье, ни вокруг него не наблюдается. Весь навоз забирают жители райцентра для удобрения своих садов и огородов. Для кого-то — бесплатные органические удобрения, а для кого-то — безотходное производство.

Вот так в ежедневных заботах и живет семья Епифановых. Мечтают о проведении в хутор газопровода, который, вероятно, так и останется только в мечтах (масштаб для «Газпрома» не тот). А в целом для работы и развития подобных хозяйств, производящих львиную долю животноводческой продукции в стране, от государства требуется не так уж и много. Просто не нужно мешать крестьянину изобретением новых ущербных законов, которые почему-то подозрительно выгодны для ВТО, да еще обеспечить стабильность на рынке, чтобы настоящий труженик был уверен в завтрашнем дне.